СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ - отрасль социологии культуры, которая исследует чтения как одну из основных социальных форм опосредованной коммуникации в обществе (наряду с театром, кино, радио, телевидением и т.д.). Изучая потребности в чтении, которое выступает специфической формой языкового общения человечества с помощью печать или и рукописных текстов, С. ч. обнаруживает и анализирует социальные, пал, и материальные факторы, влияющие на чтение, изучает читателей, как потребителей духовной культуры и др.
Процесс чтения рассматривается в С. ч. как активное взаимодействие между коммуникатором (создателем текста) и реципиентом (читателем), В этом плане чтения считается завершенным коммуникативным актом, в процессе которого происходит передача знаний по печать, страницы (текстового сообщения на ней) к личности и влияние этого сообщения на ее поведение. Следует отметить, что коммуникативный акт (чтение) является неотъемлемой частью, своеобразным двойником процесса создания текста. Автор текста (напр., писатель, ученый) подает свое понимание идей, образов или доказательств и создает соответствующие слова - объекты (тем самым кодируется текст), которые затем закрепляются печатью. В действительности такой текст является лишь частью того наследия, которое содержится в личном опыте автора. Но где такая его часть, через которую автор пытается передать свои мысли другим людям. Читая текст, человек их воспринимает, интерпретирует и тем самым воспроизводит (создает) некоторое новое произведение. А это уже другой опыт, который характеризуется столкновением между определенными пределами содержания текста и наклонностями самого читателя. Чем более четкие границы, чем сильнее "давит" текст, тем меньше места для инициативы читателя (именно это имеет место, напр., с науч., техн. наук или, лит.); чем больше пространства для проявления читательских наклонностей, тем "літературнішим" является текст.
С. ч. изучает читателя как индивида, который воспринимает печать, (письменный) текст, опираясь на определенные культурно-образовательные и языковые навыки. Мера овладения этими навыками в разных читателей разная, как и разные их характеристики. Классификация читателей опирается на проявление их социально - демогр., этнокультурных и социально-полет, параметров (пол, возраст, образование, профессиональный характер труда, имущественное положение, полет, предпочтения и т.п.), которые косвенно влияют на читательские интересы. Одной из центральных проблем С. ч. является исследование читательского поведения. Для выяснения и прогнозирования читательского поведения за основу типологии читателей берутся такие их характеристики, как представление о чтении, его регулярность, частоту и время, соотношение источников информации о литературе и источников ее получения, уровень начитанности и понимание прочитанного. Есть попытки дифференцировать читателей, опираясь на выяснение целей, мотивов чтения, ценностных ориентаций, специфических функций чтения (эстетической, познавательной, утилитарному и т.п.). Читательская направленность определяет избирательность читательской активности реципиента и проявляется при выборе источников информации, в особенностях восприятия, понимании и оценке прочитанного.
Исследовать процесс и результат чтения чрезвычайно сложно. Формирование самого характера чтения у каждого человека уходит своими корнями ее детства. Простому наблюдению подвергается только физ., а не психический акт чтения; считается, что первый всегда отражает второй, но в действительности это далеко не всегда так. Статист, данные о чтения раскрывают объем и социальные аспекты потребления печать, материалов, но этого еще не достаточно для раскрытия социальной сущности чтения. Анкетные опросы дают, как правило, субъективные показания, но это чаще всего только сплетение иллюзий.
Если сочетать различные методы исследования, то можно получить некоторые представления о том, какое место занимает чтение в жизни той или иной группы людей или в коммуникационной системе того или иного социальной среды, хотя это не дает уверенности в том, что каждый раз имеется в виду один и тот же феномен.
В большинстве исследований, посвященных чтению, делаются попытки определить количество и характер прочитанных населением книг, количество времени и денег, затрачиваемых на чтение и покупку литературы и т.д. Указанные аспекты исследования чтения показывают, каким образом этот сложный и многоликий феномен обеспечивает социокультурное бытие книги.
Анализ процесса чтения влияет на формирование известного в библиотечной практике т. н. управления чтением как существенного элемента пед. процесса и сист., целенаправленного влияния на содержание и характер чтения, на выбор лит. и усвоения прочитанного. В условиях тотального управления чтением этот процесс приобретает искаженного характера. Управления чтением основывается на достижениях педагогики, социальной психологии, задачах пропаганды книги и т.д. Значительный вклад в это дело было сделано М. Рубакіним, Х. Алчевской, Л. Быковский и др.
Наиболее целенаправленно работа в области С. ч. осуществляется сегодня соціол. службами, организованными в крупных библиотеках. Главной задачей таких служб является, в частности, изучение динамики читательских запросов, исследования новых явлений и тенденций в чтении, осуществления активного воздействия на книгоиздательскую политику и систему книгораспространения.