Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - отрасль социологии искусства и худ. культуры, предметом изучения которой является функционирование и развитие худ. лит. как специфической подсистемы, "встроенной" в социум, худ.-лит. ин-ты и отношения ее субъектов (писателя, читательской публики, критики) и связанных с ней массовых коммуникаций, общественности, социально-эстетические функции, лит. форму сознания, лит. жизнь как целостность.

Худ. лит. в значительной степени закладывает духовный "стержень" общества, ансамблево "пульсируя" в разных видах искусства, создавая как их лит. основу (пьесы, сценарии, либретто и т. д.), так и радио и телевидения, что определяет ее ведущее значение в системе искусств (это нашло отражение в понятиях - зрощеннях "лит. и искусство" и др.).

Соціол. роль худ. лит. особенно очерчивается в связи с массовыми потребностями бурж. общества в особых ее функциях.

С 20-х гг. XX в. в мировом худ. мышлении начинается ослабление литература-центризма и осознание его односторонности, складывается новая ситуация существования лит. в социуме.

Общ. особенностью формирования социологии лит. в отличие от других разновидностей социологии искусства является ее особая "зрощеність" с теорией и историей своего предмета (лит. краеведения), их общими вербальными основами. Утверждение социологии лит. происходит путем ее выделения из лит. краеведения, иногда достаточно "жесткого" (с потерей худ. специфики).

Соціоліт. проблематика была відрефлектована уже в творчестве Платона и Аристотеля (Ю. М. Давыдов "Искусство как социологический феномен").

Базовыми и этапными в ее развития как специфической соціол. теории ("среднего уровня") были исследования, связанные с европейской традицией.

Важные черты соціол. специфики лит. очерчиваются в франц. традиции (Ж. де Сталь "О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установками", 1800), а как соціол. метод исследования начинается с сер. XIX в. и приобретает обоснование нач. XX ст. Позитивист, подход в социологии лит. развивается И. Тэном в его культурно-истор. методе, а эта традиция продолжается позже Ескарпі и др. Поскольку лит. своеобразно моделирует социальные отношения, она в большей степени, чем другие виды искусства, становится объектом применения соціол. теорий, зачастую без учета ее худ. специфики.

В нем. традиции 20-х гг. XX в. зафиксирована истор. относительность в лит. критериев "высокое" и "тривиально". В 30-х гг. фон Визе изучает лит. по образцу массовых коммуникаций. Контент-аналит. исследования в США, которые сравнивали мир социума и лит., приходят к выводу, что она отражает скорее культурные нормы, чем общество (П. Сорокин), и что культурная роль лит. заключается в определенном обеспечении оптимальности социальной коммуникации. С нач. 70-х гг. актуализируется культурная компонента соціол. анализа лит., исследование многообразия функций лит. в обществе, образно-худ. специфики. Методика исследования обогащается науками, которые изучают словесность (семиотика, эвристика и др.). Состоит авторитетная соціол. школа в России, начиная с Г. Рубакіни (В. Стельмах, Гудков и др.).

В Украине Г. Грушевский использует сравнительно-истор. метод в пращ "История украинской литературы". Период протосоціології лит. завершается работой Бы. Гринченко "Перед миром широким" (1907), в которой изучается читатель и социальные функции лет. Соціол. проблемы лит. рассматриваются в творчестве М. Драгоманова, А. Потебни, И. Франко, Леси Украинки, М. Сумцова, Плодотворными были идеи А.потебни о пластичность худ, образа и механизм взаимосвязи писателя, произведения и читателя. Эмпирическое изучение читателя, начатое в Киеве в 60-х гг, (1866), была продолжена в 80-х гг. XIX ст. Х. Алчевской в Харькове, а позже (с 1926) Укр. наук, ин-том книговедения. В трудах Д. Балыки, Н. Фридбевої, К. Довгань, Л. Керекез изучается не только структура чтения и пути привлечения к книги (в т.ч. сельского читателя), но и проблема вступления укр. лит, как нац. новых социальных функций. С 60-х гг. формируется школа социолого-лит. знавчого исследования укр. худ, лит. с древности и до современности (Г. Сивоконь, М Игнатенко). Эти разведки были продолжены Республиканской парламентской библиотекой (С. Савина, В. Студенкова, Л. Петрова) и гос. библиотекой Украины для юношества (О. Пилипченко и др.)

В 70 - 80-х гг. были проведены комплексные соціол. исследования по созданию методики и техники изучения читательских потребностей и эмпирическое исследование их разновидностей (потребности в худ. лит студентов, молодых рабочих, интеллигенции, крестьян), выявление своеобразия лит. коммуникаций, основных его участников, определению социокультурных характеристик укр. писателя в их истор. эволюции, определения рейтинга и авторейтинга современных укр, писателей (А. Семашко).