СОЦИОМЕТРИЯ ( от лат. societas - общество и греч. metreo - меряю) - в узком смысле - отрасль социальной психологии, связанная с изучением межличностных отношений в малых социальных группах. Срок С. возник в XIX в. для обозначения применения матем. методов в социальных науках, однако такое широкое его понимание не получило поддержки. Новое значение срочные предоставил Г. Морено, который предложил специальные теорию и методы С. В дальнейшем методы отделились от теории и в наше время используются независимо. Вот почему часто под С. понимают методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, осуществленных членами группы по тем или иным соціометричним критерием. Одним из основных соціометричних методов является социометрический опрос, а соціометричним критерию - вопросы социометрической анкеты (теста).
Респондентам предлагается один или несколько членов группы, что изучается (чаще всего для совместной деятельности в прожективній ситуации). Таким опросу являются, напр., опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа: "Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась сначала?" В ответ на каждый подобный вопрос респонденты должны указывать номера членов бригады, фамилии которых есть в специальном списке, что прилагается к анкете.
Социометрический опрос существенно отличается от других видов соціол. опроса по характеру первичных данных, средствами их подачи, процедурой, методами анализа собранной информации. В отличие от других видов опроса результатом измерения в данном случае является не характеристика респондента (значение признака, измеренного по шкале того или иного типа), а характеристика взаимоотношений между респондентами. Если при других видах опроса ответы респондентов на каждый вопрос порождают распределение опрошенных по градациями признака, что соответствует определенному вопросу, то ответы всех членов группы на определенное социометрический вопросы порождают (проявляют) структуру отношений. Это различие предопределяет разработку специальных средств представления собранных эмпирических материалов: указанная структура может иметь несколько вариантов изображения - специального илл. (соціограми), табл. (соціоматриці) или локограми т.д.
Дальнейшее развитие соціометричних методов осуществляется, во-первых, путем уточнения интерпретации результатов, полученных с их помощью (такие работы проводились в рамках т. н. стратометрической концепции малых групп). Во-вторых, разрабатываются различные модификации процедуры получения данных, позволяющие расширить класс отношений, которые изучаются с помощью С. В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные взаимоотношения, но и другие отношения между членами группы. К средствам получения информации включены все основные средства сбора данных, которые используются в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов). К таким модификациям относится, напр., референтометрія, которая дает возможность определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его особенно интересует, методику выбора в действии (напр,, когда ученикам младших классов или дошкольникам дают пакет календариков и предлагают по одному подарить некоторым своим друзьям) и т.д. В - третьих, расширяется класс объектов, отношения между которыми изучаются с помощью соціометричних методов. С их помощью исследуются, напр., структура сложных организаций, взаимоотношения между семьями в селах, предел цитирования в наук, публикациях, особенности пьес разных авторов (изучается напряженность отношений персонажей) и т.д.
Развитие С. по указанным направлениям обусловил более широкое ее определение: под соціометричними методами стали понимать методы исследования структуры отношений между любыми социальными объектами. Из этого определения вытекает основное ограничение области использования Стр.: исследуемые социальные объекты (малая группа, предприятие или учреждение) представляют собой определенную систему, изучение вовсе не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности, очевидно, что изучение малых групп, кроме исследования структуры межличностных отношений, должно включать изучение групповых норм и ценностей, социально-демогр. и других характеристик групп, а также связей между различными характеристиками.
Развитие социометрии привел к возникновению нового направления в социологии - сетевого (network), или структурного, анализа.