6.4. Лексическая работа на уроках грамматики
Сведения по лексике требуют дальнейшего систематического повторения. В программе
предлагается продолжить работу над синонимами, антонимами, переносным значением
слов, фразеологизмами во время изучения темы "имя Существительное",
"Прилагательное", "Глагол", "Наречие".
Повторение других тем по лексике планируется с учетом их важности для
речи, органической связи с грамматикой, орфографией, стилистикой, языковых
особенностей произведений художественной литературы (которые изучаются в школе), физики, химии
т.д. Словарная работа не ограничивается разделу "Лексикология" в 5-6
классах, а проводится во время изучения всего курса украинского языка, на уроках
литературы и других предметов. Она занимает особое место в процессе изучения
грамматики. Части речи объединяются в лексико-грамматические разряды слов, а в
синтаксисе выступают в роли членов предложения. В.В.Виноградов отмечал, что
"грамматические формы и значения слов находятся в тесной взаимосвязи с
лексическими значениями". Именно эта взаимосвязь обуславливает широкие возможности
для организации повторения и закрепления основных сведений по лексике, для
работы над обогащением словарного запаса учащихся. Так, от лексического значения
зависит окончания форм множественного числа в существительных хлеб - хлебы и хлеба,
грунт -
почвы
и почвы, окончания родительного падежа существительных в звук - звука и звука,
камень -
камня
и камня, Алжир - Алжир и Алжира.
От разных значений многозначного слова могут образовываться слова одной
части речи, но с разными суффиксами и с разными значениями, например, от
существительного воля в значении "одна из функций человеческой психики" образовался
прилагательное волевой, а в значении "свобода", "независимость"
- прилагательное свободный.
Связь лексики с грамматикой позволяет рассматривать слово в единстве содержания и
формы, то есть семантики и грамматических признаков, что, в свою очередь, дает возможность
ученикам четко разграничивать лексико-грамматические значения, присущие частям речи,
и лексическое значение каждого слова в пределах одного предложения.
Особенно следует учитывать связь лексики и грамматики в процессе повторения и
закрепление, поскольку часто во время изучения словообразования, морфологии и синтаксиса вся внимание школьников
сосредоточивается на выяснении грамматических признаков слова и выпускается из поля зрения
лексическая сторона. Работа над словом, его значением, экспрессивным
окраской, синонімікою, сочетаемостью должна проводиться систематически.