Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

6.4. Лексическая работа на уроках грамматики

Сведения по лексике требуют дальнейшего систематического повторения. В программе предлагается продолжить работу над синонимами, антонимами, переносным значением слов, фразеологизмами во время изучения темы "имя Существительное", "Прилагательное", "Глагол", "Наречие". Повторение других тем по лексике планируется с учетом их важности для речи, органической связи с грамматикой, орфографией, стилистикой, языковых особенностей произведений художественной литературы (которые изучаются в школе), физики, химии т.д. Словарная работа не ограничивается разделу "Лексикология" в 5-6 классах, а проводится во время изучения всего курса украинского языка, на уроках литературы и других предметов. Она занимает особое место в процессе изучения грамматики. Части речи объединяются в лексико-грамматические разряды слов, а в синтаксисе выступают в роли членов предложения. В.В.Виноградов отмечал, что "грамматические формы и значения слов находятся в тесной взаимосвязи с лексическими значениями". Именно эта взаимосвязь обуславливает широкие возможности для организации повторения и закрепления основных сведений по лексике, для работы над обогащением словарного запаса учащихся. Так, от лексического значения зависит окончания форм множественного числа в существительных хлеб - хлебы и хлеба, грунт - почвы и почвы, окончания родительного падежа существительных в звук - звука и звука, камень - камня и камня, Алжир - Алжир и Алжира.

От разных значений многозначного слова могут образовываться слова одной части речи, но с разными суффиксами и с разными значениями, например, от существительного воля в значении "одна из функций человеческой психики" образовался прилагательное волевой, а в значении "свобода", "независимость" - прилагательное свободный.

Связь лексики с грамматикой позволяет рассматривать слово в единстве содержания и формы, то есть семантики и грамматических признаков, что, в свою очередь, дает возможность ученикам четко разграничивать лексико-грамматические значения, присущие частям речи, и лексическое значение каждого слова в пределах одного предложения.

Особенно следует учитывать связь лексики и грамматики в процессе повторения и закрепление, поскольку часто во время изучения словообразования, морфологии и синтаксиса вся внимание школьников сосредоточивается на выяснении грамматических признаков слова и выпускается из поля зрения лексическая сторона. Работа над словом, его значением, экспрессивным окраской, синонімікою, сочетаемостью должна проводиться систематически.