6.3.Словникові упражнения
Лексические упражнения занимают важное место в системе работы над словом как на уроках
изучение лексики, так и на других уроках украинского языка. Эти упражнения способствуют
усвоению определенных программой сведений и понятий из лексики, выработке
лексических умений и павичок, обеспечивают осуществление органической связи лексики с
другими разделами школьного курса языка и проведения систематической работы с
лексики. Кроме того, они активизируют деятельность учащихся, обогащают их
словарный запас, воспитывают внимание к слову, его значение и употребление,
развивают логическое мышление. Содержание упражнений дает широкие возможности для воспитательной
работы на уроках украинского языка.
С целью выполнения упражнения делятся на лексико - фразеологические и словарные.
Лексико-фразеологические упражнения используются в основном для закрепления знаний
и формирование умений и навыков учащихся по лексике, фразеологии. Словарные упражнения
имеют более широкое назначение. Они проводятся во время восприятия или порождения
вещания. их основная цель - развитие речи учащихся, а материал - функционирующие
в речи лексические и фразеологические единицы. Деление это достаточно условно, поскольку
в основе их лежит работа над словом. В методике бытуют термины
"лексические упражнения", "фразеологические упражнения", которые касаются
обоих видов упражнений. Поскольку словарная работа проводится при изучении всех
разделов школьной программы, содержание лексических упражнений достаточно разнообразен. С
точки зрения дидактических задач эти упражнения по содержанию можно разделить на группы: 1)
лексические упражнения; 2) лексико-грамматические упражнения; 3) лексико-орфографические упражнения;
4) лексико-стилистические упражнения.
Лексические упражнения направлены на выяснение семантики слова, его основных признаков,
знакомство со словарным составом украинского языка, сферой употребления различных
лексических слоев. Они рассчитаны на осознание значения слова, его сути.
Например:
■ Пользуясь
"Кратким толковым словарем родного языка", выясните, какие значения
могут иметь слова: родина, бессмертный, бороться, глашатай, завещание,
необъятный, правый, спозаранку, титан.
Лексико-грамматические упражнения используются для усвоения знаний по грамматике и
повторение теоретических сведений по лексике, обогащения словаря, развития
речи учащихся. Как пример, приводим следующие упражнения:
■ Пользуясь
толковым словарем, определите лексическое значение каждого ряда слов: любитель,
кросс, энергия, удивление, юнь, почерк, речь; хороший, коллективный, гуманный, благодатный,
высокий, знатный, интересный; шагать, махать, недочути, описывать, белеть,
уверять, думать.
■ Определите, к которой
части речи относятся однокоренные слова. Объясните их лексическое значение.
Составьте предложения со словами, которые принадлежат к разным частям речи.
Гнуть, гнутый, гнуться, гнуть, гибкий, гибкость, гибко; дробь, мелкий,
мелкий, мелко, мельчить, мелочь, дрібнішати; клик, призыв, позвать,
звать, кликун, кличний, призывно; металл, металлический, металевість, металлическая,
металлист, металлизировать, металлолом, металловед, металорізний, металлург.
Лексико-стилистические упражнения предусматривают выработку у учащихся навыков правильно
пользоваться словом в определенном стиле речи. Такие упражнения можно применять
с 5 класса, потому что основные признаки стилей, как известно, усваиваются в 5-7 классах.
Раскрывая стилистическую функцию слов, эти упражнения обогащают словарный запас
школьников, учат разграничивать стилистические признаки лексики, четко и ясно выражать
свои мнения.
Лексико-орфографические упражнения - это задания, что, с одной стороны, связаны с
изучением грамматического материала, его орфографических явлений, а с другой - с
усвоением лексических понятий. Это упражнения на определение значения слова, его
структурных элементов (морфем) и их правописания, на повторение лексических понятий
в процессе усвоения важнейших орфограм.
Наиболее распространены в практике учителей такие лексические задачи: 1) отыскание
лексического явления в словосочетании, предложении или в тексте по образцу или без
него; 2) подбор собственных примеров или из произведений художественной литературы или других
печатных источников для иллюстрации определенного явления; 3) выявления и исправления
лексических ошибок в тексте, в собственной речи или речи товарищей; 4)
классификация лексических явлений, составление схем, таблиц и т.п.; 5) лексический анализ;
6) выявление определенного лексического явления в связном тексте; 7) определение функции
слова в тексте в зависимости от его стиля; 8) использования того или иного
лексического явления в собственной речи.
Использование определенного вида упражнений зависит от содержания обучаемому материала по лексике,
связи его с другими разделами школьного курса.
Лексические упражнения активизируют деятельность учащихся, обогащают их словарный
запас, воспитывают внимание к слову, его значение и употребление, развивают логическое
мышления. Содержание упражнений дает широкие возможности для воспитательной работы на уроках
украинского языка.