Личностные измерения человеческого: духовность, свобода, творчество, нравственность
Бытийная укорененность духа как нацеленность на "тех, кто буттює"
Мы видим, что в современной философии выработана оригинальная концепция духовности как прежде всего морально-ценностного измерения не только человеческого мира, но и миропорядка в целом. Действительно, что означает способность духовности превращать универсум внешнего бытия во внутренний мир личности на этической основе? Или не начинается такой способностью новый взгляд на мир - как бытие не только тех, кто выживает в его круговерти? Уже упомянутый в лекции "Проблема "Я - Другой" как средоточие антропологической рефлексии" философ Эмманюэль Левінас (1905-1995) в диалоге по данной теме справедливо заметил такое: глагольная форма термина "бытие" - "быть". В отличие от именную она сообщает, что в бытии, которое происходит и удерживается, есть настойчивость и усилия быть. Поэтому в самом факте бытия для нас будто звучит и угрожает определенная незабываемая першорідність небытие, которое соперничает с бытием. Не потому ли мы в своем бытии (жизни) вынуждены ограничиваться собой, бороться за жизнь. Нас постоянно соблазняет этот "житейский материализм".
Духовность противостоит ему как прежде всего осознание факта человеческого сосуществования. Краеугольный вопрос этической теории бытия Е. Левінаса ("наснаженої" пятью годами нацистских лагерей): "не нанесен мной обиды ближнему, не убиваю я его, когда занимаю место под солнцем?". Вместо бытия тех, кто выжил, здесь утверждается бытие как сочувственное отношение к Другому: он становится своего рода трансценденцией (выходом за пределы существующего), протяженность которой ставит под вопрос спонтанность моего "Я" - его перевешивает святость Другой личности. Прочувствованное мной призвание существовать для Другого сразу словно назначает меня ответственным за его бытие. Именно с посвящения себя Другому начинается, по Левінасом, собственно человеческое. Начинается оно чисто случайно, но "с первого мгновения эта случайность является чистой и святой". (Самый простой пример - семья.)
Каждый нравственное поступок, каким бы малозначительным он был бесценен, поскольку он увеличивает "потенциал добра" в мире - и уменьшает потенциал зла. Более того. Существует своеобразная антропологическая закономерность, согласно которой "энергетика добра" и "энергетика зла" влияют не только на того, на кого они нацелены, но и имеют влияние "обратный" - на их "излучателя".
Итак, будем осторожными и рассудительными в каждой конкретной ситуации нашего самоутверждения в мире...