РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 10. Познания
§2. Чувственное и рациональное познание
Познавательные образы по происхождению и сущности делятся на чувственные и рациональные,
которые, в свою очередь, образуют чувственное и рациональное познание.
1.
Чувственное познание
Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания издавна рассматривался
философами, а в Новое время оно стало главным (так называемая проблема сенсуализма и
рационализма). Сенсуалісти считали источником знания чувственное познание, а рационалисты
думали, что только мышление способно дать истину.
Чувственное познание создают чувственные образы, полученные при непосредственном воздействии предметов
и явлений действительности на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Основные формы чувственного познания: ♦ ощущение; ♦ восприятия; ♦ представление.
Ощущение - непосредственное отражение какого-либо отдельного свойства объекта (цвета,
звука, запаха) с помощью одного из органов чувств. Ощущения зависят как от
свойств объекта, так и от строения органа, что воспринимает. Животные, в глазах которых
нет "колбочек", не различают цвета. Но эти органы восприятия построены
таким образом, чтобы давать достоверную информацию, иначе жизнь владельца органов станет
невозможным.
Восприятие - высшая форма чувственного познания - отражение целого, системы свойств
с помощью нескольких органов чувств. Оно, как и ощущение, является функцией двух аргументов.
С одной стороны, отражение целого зависит от свойств объекта, а, с другой,
от строения органов восприятия (потому что состоит из ощущений), предыдущего опыта
и всей психической структуры объекта. Каждый человек воспринимает окружающее через структуру
собственной личности, по-своему. На этом явлении построены такие методы психодиагностики
личности, как метод Роршаха и т.д.
Метод Роршаха заключается в том, что пациент, который диагностируется, рассматривает разнообразные
цветные пятна и рассказывает, что именно он видит в них. В зависимости от того, что
человек видит, определяют ее важнейшие психологические характеристики, в частности подвижность
ЦНС, екстравертованість или інтравертованість, степень агрессивности и другие свойства,
а также установки, мотивы личности и ее целостную структуру.
В других проективных тестах подопытный должен дописать незаконченные предложения, определить,
что будет происходить с людьми, изображенными на рисунке, и т.д. Во всех этих случаях подопытный
объект преобразует информацию согласно своей индивидуальности, а врач имеет возможность
выявить структуру личности пациента, поскольку существует надежно установлена зависимость
восприятие от этой структуры.
Специфической формой чувственного познания является представление - воспроизведение в психике чувственного
образа объекта на основе прошлых ощущений и восприятий.
Если ощущения и восприятия возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств человека
с имеющимися предметами и явлениями действительности, то представления возникают тогда, когда этих
предметов нет. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждений, хранятся
в коре больших полушарий головного мозга от прошлых раздражений органов чувств. Благодаря
этом мы можем воссоздать чувственный образ предмета тогда, когда его уже нет в нашем
непосредственном опыте. Мы, например, наглядно можем воспроизвести в своей памяти
своих близких и домашнюю обстановку, находясь далеко от дома.
Представление - это переходная форма от чувственного познания к познанию логическому. Оно
принадлежит к формам чувственного познания, поскольку знания предмета в форме представления носит
чувственно-конкретный характер. Существенные свойства предмета здесь еще четко не выделены,
но отграничены от несущественных. А представление, в отличие от восприятия, поднимается
над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с пониманием.
Представление содержит в себе значительный элемент обобщения, потому что невозможно представить себе
предмет во всей полноте его признаков, по которым мы его воспринимали раньше. Часть их
обязательно забывается. В памяти хранятся только те свойства предмета,
что имели для нас наибольшее значение в момент его восприятия. Поэтому представление есть, так
сказать, обобщенным отражением предмета. Мы можем иметь представление не о каком-то
единичное дерево, но про дерево вообще, как о растении, которое имеет корни, ствол,
ветки, листья. Однако это общее представление нельзя отождествлять с понятием, поэтому
что в последнем отражены не только общие и частичные свойства, все эти признаки
находятся во внутреннем необходимом связи между собой. А в представлении этого нет.
Восприятие относится только к настоящему, тому, что существует в этот момент, а явление
- и настоящего, и прошлого, и будущего. Представления существуют в двух формах: в виде
образов памяти и образов воображения.
Образы памяти - это образы объекта, которые сохраняются в психике и актуализируются
при упоминании. Образы воображения не имеют прототипа в действительности, они сконструированы
в психике и является основой фантазии.
Естественно, что представления, как и восприятие, зависит от структуры личности. Так,
представление памяти, воспоминания разных людей об одни и те же события много чем различаются.
Об этом хорошо знают юристы, которые опрашивают свидетелей. Ярким примером этого явления
есть интересные кинофильмы. В частности «Расемон», в котором несколько людей рассказывают на суде
про одну и ту же событие (поединок между разбойником и самураем) так, что все основные
моменты предстают по-разному. Также «Супружеская жизнь» - кинофильм по роману французского
писателя Э. Базена. В этом фильме супруги, которые развелись, вспоминает историю своего
знакомства, любви, совместной жизни и развода. Убедительно показано, что при
общей схеме событий представление о детали, нюансы и саму сущность их взаимоотношений
существенно отличаются.
Характерные черты чувственного познания:
♦ непосредственность; ♦ единичность; ♦ этажность.
♦ конкретность; ♦ наглядность;
Непосредственность означает, что между объектом и чувственным образом нет никаких опосредованных
звеньев (кроме нейрофизиологического процесса, который невозможно устранить).
Единичность заключается в том, что ощущение, восприятие и представление всегда имеют отношение
до определенного объекта. Конкретность заключается в том, что отражаются единичные объекты
с учетом их специфики в определенных условиях. Наглядность чувственных образов выражает сравнительную
легкость их мисленнєвого восприятие, представление. Этажность связана с тем, что
ощущение и восприятие отражают внешнюю сторону явлений, в то время как их сущность
спрятана и не поддается чувственному познанию.
2.
Рациональное познание
Рациональное познание - это активное, опосредованное и обобщенное познание с помощью
знаков естественного или искусственного языка в формах суждений, умозаключений, понятий.
Суждение - форма отражения в человеческой голове наличия или нехватки признака у предмета.
Суждения осуществляется в форме утверждения или отрицания. Поэтому суждение можно определить
еще и так: суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о чем-либо.
Внешней, языковой формой выражения суждения является грамматическое предложение. Например,
"Листья на дереве зеленые", "Вселенная не имеет границ ни во времени, ни в пространстве"
т.д.
В одних суждениях уже достигнуто достоверное знание о признаках предмета, например:
"Человек может с успехом работать в условиях космического полета". В вероятных
суждениях только предполагается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета:
"Возможно, что на Марсе существует органическая жизнь". В суждениях - вопросах лишь
делается запрос о существовании какой-либо признака у предмета: "существует вирус,
что распространяет онкозаболевания?".
Как видим, гносеологічне, познавательное значение суждения заключается именно в том, чтобы
с помощью этой формы мышления осуществлять логическое отражение свойств предметов
и явлений действительности. Изучая предметы и явления, мы высказываем о них много суждений,
каждое из которых - это знание о какой-либо свойство или отношение предмета.
Много суждений высказывается нами на основе чувственных впечатлений от предметов и явлений,
с которыми мы сталкиваемся в непосредственном опыте. Однако суждения высказываются не
только на основе непосредственного показания наших органов чувств. Все суждения науки,
в форме которых даются определения предметам и явлениям действительности, сформулированы законы
природы и общества, выраженные разнообразные общие положения и принципы, являются выводными
суждениями, т.е. являются результатами выводов.
Умозаключение - это процесс выведения нового суждения из уже имеющихся. То, что выведено в
процессе умозаключения, называется заключением. Те суждения, из которых выводится заключение,
называются ссылкой, или основаниями. Умозаключение - это закономерная связь суждений,
то есть, предложений. Он существует только тогда, когда ссылка связаны между собой какой-нибудь
звеном, так называемым средним сроком. Если мы имеем, например, два суждения
"Все инфекционные заболевания вызываются микроорганизмами" и "Грипп
- инфекционное заболевание", то с этих ссылок можем сделать вывод:
"Грипп вызывается какими-то микроорганизмами". В этом умозаключении ссылка
связанные общим для них термином: "инфекционные заболевания", что является
необходимой логической основой для заключения. Наоборот, если мы имеем такие суждения,
как "Листья на дереве зеленые" и "Кит - млекопитающее", то из них невозможно
сделать вывод, потому что нет необходимой логической связи, нет среднего
термина.
Применяя разнообразные формы умозаключения, приемы и методы научного познания,
человек открывает общие, необходимые, существенные свойства и отношения предметов
и явлений действительности и создает о них научные понятия. Понятие - это конечный результат,
итог научного познания мира. В форме понятий отражается сущность предметов
и явлений.
Понятие - это отражение в психике предметов и явлений действительности при их общими
и сущностными признаками. Понятие как форма мысли выражается словами и характеризуется
такими чертами. Во-первых, тем, что отражает предмет по его общими признаками.
Это означает, что понятие - форма отображения не только единичных предметов или явлений,
но и не определенного количества однородных предметов и явлений и их закономерных отношений.
Во-вторых, понятие - это знание о сущностные свойства и отношения вещей. Это обстоятельство
важно иметь в виду, потому что разные предметы и явления могут иметь довольно много
общих свойств, однако их знание еще не означает знания сущности. Например,
и человек, и курица, имеют по две ноги. Однако общий признак "двухногая существо"
не будет выражать ни сущности человека, ни сущности курицы как птицы. В-третьих, понятие
отражает единство общих и существенных признаков, каждая из которых необходима, а вместе
они достаточны для определения предмета.
Понятие возникает уже на эмпирическом уровне, в повседневной жизни, когда, например,
дети "определяют" вещи функционально: "Что такое фрукты?" -
"их едят"; "Что такое собака?" - "Она кусается".
То есть, на этом уровне понятия отражают внешние, а иногда и мнимые признаки вещей
("Моя мама лучше всех!").
Понятие как форма рационального познания является результатом суждений и условием их возникновения,
оно как форма мышления является концентрированным выражением длительного исторического опыта
познания и скрытых от органов чувств, глубинных, главных свойств и явлений
действительности. Наука повышает опыт быстротекущей жизни благодаря нашей способности
до образования и применения понятий в познании и деятельности.
Характерные черты рационального познания:
♦ опосредованность; ♦ обобщенность;
♦ абстрактность; ♦ недостаток наглядности;
♦ сутнісність.
Рациональное познание, мысль отражают действительность не прямо, непосредственно, а опосредованно,
через промежуточное звено, чувственное познание, которое всегда опосредует связь объекта
и рационального знания. Поэтому опосредованность рационального познания - это первая
его характерная черта, в противовес непосредственности чувственного познания.
Обобщенность - вторая черта рационального познания, которая заключается в том, что знаки
языка, которая применяется в нем, обозначают (кроме имен собственных) определенные совокупности
явлений, имеющих общие признаки, а не одно конкретное явление.
Третья черта рационального познания - абстрактность. Образуется из выделения и обособления
определенных свойств и отношений от их конкретных носителей, обозначения выделенного
знаком (например, словом естественного языка) и потом оперирования этими знаками, что заменяют
явления.
Поскольку рациональное познание является абстрактным и существует в знаковой форме, чувственное представление
становится невозможным, то есть, говорим о нехватке наглядности как четвертой черты рационального
познания. И наконец, пятая черта - способность системы абстракций, косвенно
связанных с действительностью, проникать в сущность, выявлять главное.
3.
Единство чувственного и рационального в познании
После всего сказанного об чувственное и логическое познание перед нами встает вопрос,
почему рациональное познание отражает действительность глубже, полнее, чем чувственное познание.
Ведь абстрактное мышление основывается на чувственном познании. Откуда же берется в
него эта способность проникать в сущность вещей?
Этот вопрос на протяжении всей истории философии был предметом дискуссий между различными
философскими школами. Одни философы утверждали, что логическое мышление не дает ничего
нового по сравнению с чувственным познанием. В мышлении, как говорили они, нет ничего
такого, чего раньше не было бы в чувствах. Эти философы считали, что мышление лишь
объединяет, суммирует все то, что известно от чувственных восприятий. Более того, оно
может приводить к неразрешимым парадоксам. Например, парадокс парикмахера, который может
брить только тех жителей деревни, которые не могут бриться самостоятельно (что же ему делать
с собой?).
Другие философы, напротив, утверждали, что чувственное познание - это познание темное, ложное,
и что истинным познанием является только разумное, рациональное.
Таким образом, в учении о познании издавна существует два противоположных направления: крайний
сенсуализм и крайний рационализм. Оба они характеризуются односторонностью подхода:
первый чрезмерно превозносил чувственное познание и унижал роль мышления, а второй
преувеличивал роль мышления и умалял значение чувственного познания.
Представители сенсуализма считали, что все наши знания, в конце концов, имеют чувственное происхождение.
Однако это направление ограничивал сферу человеческого знания тем, что дается непосредственно
в чувственном опыте, ограничивал роль мышления только функцией обработки чувственных данных
и отрицал возможность того, чтобы мышление выходило за пределы чувственного содержания знания
и проникал в сущность.
Логическое мышление не просто суммирует чувственные впечатления, которые поставляются органами
чувств, но и критически перерабатывает, анализирует их, сравнивает с уже достоверно известными
результатами науки и практики, обеспечивает связь новых чувственных впечатлений со всем
предыдущим опытом научного познания и преобразования мира. Говорят, что Ньютон
открыл закон всемирного тяготения, обратив внимание на тот факт, что яблоко, сорвавшись
с ветки яблони, падает вниз. Однако между общеизвестным фактом падения тел и законом
всемирного тяготения - дистанция огромного размера.
Наука открывает законы природы и общества, которые ощущениями непосредственно не воспринимаются,
например, физические закономерности атомного ядра или законы генетики. Более того,
положения науки часто противоречат непосредственному человеческому восприятию. Например,
Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а нам кажется, что Земля неподвижна,
а Солнце движется вокруг нее. Все это наглядно свидетельствует о том, как много нового дает
для познания мира логическое мышление и как глубоко ошибались сторонники крайнего
сенсуализма.
Относительно крайнего рационализма, то он также не выдерживает критики. Средневековый схоластический
рационализм, нашедший свое отражение в религиозно-идеалистической философии Фомы
Аквинского, вполне отрицал любое эмпирическое наблюдение над явлениями природы
и был стремлением "рационально обосновать бытие Божие". Галилей приводит
пример, когда ученый-схоласт пришел к анатома и попросил показать, где находится
центр, к которому сходятся все нервы. Когда анатом показал ему, что они сходятся
до человеческого мозга, то монах ответил: "Спасибо тебе, это так убедительно, что
я бы тебе поверил, если бы Аристотель не написал, что они сходятся к сердцу".
Ф. Бэкон сравнивал схоластов с пауками: "Схоласты, как пауки, плетут свои
хитрые словесные тенета, совсем не заботясь о том, соответствует ли их хитрое мудрствования
действительности, или нет". Необходимо, однако, подчеркнуть, что к числу сторонников рационализма
в свое время принадлежали такие мыслители, как Декарт, Лейбниц, которые разработали логико-математический
метод познания, выдвинули много ценных идей.
На самом деле чувственный и рациональный моменты - это две стороны единого познавательного
процесса. Логическое мышление благодаря труду и языке исторически возникает из конкретно-образного,
чувственного познания. Оно и сейчас не может быть реализованным без устного или письменного
слова или какого-либо другого условного обозначения.
Итак, чувственное восприятие обусловливает собой логическое мышление следующим образом:
♦ поставляет первичную
информацию о внешние объекты;
♦ слова и символы как
внешняя материальная форма выражения мысли непосредственно существуют и функционируют
на основе чувств.
В свою очередь, познание с помощью органов чувств никогда не существует в чистом виде,
потому что свои чувственные впечатления человек всегда осознает и выражает через посредничество
внутренней и внешней речи в форме суждений. Итак, весь процесс воспроизводства человеком
внешнего мира в идеальных образах - это постоянный взаимосвязь чувственного и рационального
моментов познания.
Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к медицине, медицинского познания, в частности
до установления диагноза.
При установлении диагноза на первом этапе медицинского осмотра преобладает чувственное познание,
однако оно всегда сопровождается мышлением. После этого, во время определения нозологической
единицы в дифференциальной диагностике приоритет Переходит к логическому мышлению,
которое оперирует не только словами, но и чувственными образами, представлениями.
4.
Познание и творчество
В процессе познания наряду с осознанной чувственностью и рациональностью участвуют
не осознанные и не управляемые механизмы, которые особенно развиты у талантливых и гениальных
людей, и никак не объясняются логическим мышлением. Они определяют творчество, творческую,
не алгоритмізовану деятельность. Важнейшими особенностями творчества есть гармония
чувственного и рационального (гармония деятельности полушарий коры головного мозга человека),
что оказывается у развитому воображению, фантазии и интуиции.
-
В здравом уме утечка творческой работы, верной... Вещи себе подчинить, а не им
подчиняться стараюсь.
Гораций
-
Все радости жизни - в творчестве... Творить - значит убивать смерть.
Г.
Роллан
-
...едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить.
М.
Гоголь
-
И вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.
Г.
Шуман
-
Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение - все в этом.
В.
Гюго
-
В работе мысли есть радость, сила, захватывает дух, гармония.
В.
Вернадский
-
...счастье - это легкий продукт свободного труда, свободного творчества.
И.
Бардин
-
Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.
Ж.
Жубер
-
Всегда следует предпочесть сандаліям фактов, наблюдаемых над крыльями...
представь, каким бы привлекательным ни казался полет.
Ж.
Фабр
-
Найнезбагненніша свойство Вселенной - это то, что она постижима.
А.
Эйнштейн
Воображение - это основной элемент в структуре духовного творчества. Его специфическая черта
- особое отношение человека к миру, что выражается в относительной независимости, свободе
субъекта от непосредственного восприятия действительности. Под воображением обычно понимают
психическую деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда
в целом непосредственно не воспринимались человеком. По значению понятие воображения близкий
к понятию фантазии.
Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности и состоит из создания образа
или психической модели, которая не имеет еще своего конкретного аналога (прообраза) в объективном
мире. Без способности к созданию образов воображения, фантазии творческое мышление человека
вообще было бы невозможным. "Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и
искусстве,- писал М. И. Пирогов, - создано умом с помощью фантазии, и многое
чего - фантазией при помощи разума. Можно смело утверждать, что ни Коперник,
ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которое они имеют".
Уже в представлениях памяти (репродуктивном представлении) всегда есть элемент фантазии, поэтому
что любой акт отражения связан с более или менее значимым мысленным преобразованием
объекта. В то же время образы памяти и образы воображения (продуктивные представления) существенно различаются
между собой.
Для понимания специфики воображения необходимо учитывать, что, во-первых, преобразование содержания
знаний в воображении происходит всегда в наглядной форме (создание наглядных или фантастических
образов в искусстве, наглядных моделей в науке и т.д.). Во-вторых, руководящую роль в работе
представь играет мышление, связанное с целеполаганием (те или иные образы создаются
во имя определенных целей - эстетической, научной, практической деятельности и т.п.). В-третьих,
представления - это образы, явления, которые ранее не наблюдались. Однако они связаны
с действительностью и отражают ее. Так, в фантастическом образе кентавра сочетаются
черты, присущие человеку и коню, в образе русалки - черты женщины и рыбы и т.д.
Образы воображения формируются не только путем комбинирования элементов образов памяти,
а и путем переосмысления этих элементов, наполнение их новым содержанием, благодаря чему
они не копируют уже существующие предметы, а являются идеальными прототипами того, что возможно.
Вследствие этого образы воображения, во-первых, оказываются сложными, комбинированными и, во-вторых,
содержат в себе как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.
Превращение эмпирического знания, в результате чего получается дополнительная информация,
является главным элементом творческого воображения.
Французский физик Луи де Бройль утверждал, что творческое воображение, мисленнєве оперирования
наглядными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. Именно поэтому человеческий
ум способен, в конце концов, взять верх над всеми машинами, которые считают и классифицируют
лучше, чем он, но не могут ни воображать, ни предчувствовать.
Мечта - особая форма воображения, умственная деятельность, направленная на создание образов
желаемого будущего. Творческий характер мечты определяется ее социальной направленностью
и широтой замыслов воображения. Спецификой мечты является то, что она не может непосредственно воплощаться
в те или иные продукты. Однако ее идея может впоследствии лечь в основу технических, научных
и общественных преобразований. Плодотворная мечта стимулирует деятельность личности, создает творческий
тонус, определяет жизненные перспективы. И наоборот, иллюзорные мечты отвлекают человека
от действительности, оказываются бесплодными, сковывают социальную активность.
Итак, основными операциями процесса воображения является мысленное комбинирование (комбинирование в мыслях)
относительно простыми представлениями чувственного опыта, конструирование из них или на их основе
сложных новых образов и вследствие этого - фантазирование как предположение возможности
существование таких вещей, целостное реальное бытие которых никогда не наблюдалось.
Но каков механизм выдвижения новых представлений и новых идей в процессе воображения? Часто считают,
что это интуиция.
Что такое интуиция? Понятие интуиции происходит от латинского слова, что означает
"созерцание", "усмотрение", "видение", "зоркого вглядывания".
Платон считал, что интуиция - это внутреннее зрение, с помощью которого человек
способна созерцать вечный мир идей, находящихся в ее собственной душе. Сложность
выяснение сущности и механизма интуиции связана с ее подсознательным характером
и сложностью исследования всех явлений психики, Интуицию можно определить подсознательным
познавательным процессом, что ведет к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание
которых не выводится путем логического оперирования имеющимися понятиями.
В современной психологии творчества в процессе интуиции выделяют несколько этапов:
♦ накопление образов
и абстракций в памяти;
♦ не осознанное комбинирования
и переработка накопленных образов и абстракций с целью решения поставленных задач;
♦ четче осознание
задачи и ее формулировка;
♦ внезапное нахождение
решение (озарение - инсайт - "эврика!" - часто во время отдыха,
сна).
Творческая интуиция вступает в свои права тогда, когда имеющаяся информация не дает возможности
решить проблему с помощью обычного логического рассуждения. Интуитивное знание
возникает вроде бы скачкообразно, без последовательного логического обоснования, при этом
важное значение имеет комбинирование чувственных образов (по выражению Эйнштейна,
"комбинаторная игра" образными элементами мышления). Известный химик Кекуле
долго не мог найти структурную формулу бензола и наконец нашел ее в результате
ассоциации, о которой вспоминает так: "Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг
одну, то сцепляясь, то роз'єднуючись, и однажды схватились так, что образовали
кольцо... Таким образом, пять обезьян, вскочив, образовали круг, и у меня сразу же
мелькнула в голове мысль: вот изображение бензола".
Из приведенного примера видим, что успех возникновения интуитивного решения зависит
от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности
ранее известных путей и сохранить не только сосредоточенность, но и глубокое восхищение
задачей.
Попытки решить задачу до "озарения" являются безуспешными, однако они не бессмысленные.
В это время формируется особое состояние психики - поисковая доминанта - состояние глубинной
сосредоточенности на решении задачи. Это и приводит к решению проблемы: мышление
немного отстраненное ("лицом к лицу лица не увидишь") и мозг,
что отдохнул, посещает идея, как говорят, "на светлую голову".
Интуиция возникает только на подготовленной почве как результат труда, опыта и таланта,
как результат деятельности чувственного и рационального познания.
Врачебная интуиция связана со скорой, подсознательным позалогічною уверенностью в
диагнозе. Такая интуиция - результат обязательных многолетних наблюдений и доведенного
до автоматизма процесса сопоставления и анализа признаков.
Обязательной целью чувственного и рационального познания, научного творчества является познание
истины.