Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 10. Познания

Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека.

П. Алексеев, А. Панин

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Знания. Познания. Субъект познания. Объект познания. Предмет познания. Образ. Ощущение. Восприятие. Представление. Суждения. Умозаключение. Понятие. Воображение. Фантазия. Истина. Заблуждение (ложные мысли). Ложь. Наивный реализм. Догматизм. Субъективизм. Релятивизм. Ползучий эмпиризм. Схоластическое теоретизирование.

Слово "познание" происходит от слова "знание", которое имеет похожее звучание во всех индоевропейских языках и происходит из санскрита ("янает" - знание).

Познание - процесс отражения человеком действительности, получения, переработки и использования информации.

Это явление изучает один из главных разделов философии - гносеология.

В структуре познания выделяют субъект, объект и знание (результат). Субъект познания - тот, кто познает. Это может быть отдельный человек, группа ученых (научная школа), народ или же все человечество. Субъект познания усваивает информацию, обязательно имеет сознание (индивидуальную или коллективную) и может целенаправленно действовать, то есть, является субъектом деятельности и субъектом общения и обязательно (непосредственно и опосредованно) взаимодействует с другими людьми.

Объект познания - то, что является целью познания, на что направлено познание. Это никогда не может быть вся действительность, а лишь некоторые выделенные области, фрагменты. Вышеупомянутые сферы могут быть только такими, с которыми человечество взаимодействует в процессе своего существования.

Познание - это взаимодействие субъекта и объекта познания с целью получения знания - представления объект находится в идеальной форме в сознании человека.

Из такой структуры познания получается возможность анализа взаимоотношений субъекта и объекта, субъекта и знания и объекта и знания.

Рассматривая отношение субъекта и объекта, следует особо подчеркнуть активность субъекта, деятельностный характер познания, вследствие чего оно не является отражением (как в зеркале), а, скорее, моделированием, то есть, созданием идеальных моделей объекта, которые кое в чем с ним совпадают, но никогда не совпадают полностью. Вся действительность, бесконечная и неисчерпаема, поэтому она не может быть актуально (в этот момент) объектом познания. Но и фрагмент, в принципе, также неисчерпаемо сложный и также весь не может быть актуальным объектом познания; в нем выделяется определенный срез, определяется уровнем развития общественной практики, технологии и науки. То есть, потенциальным объектом познание есть не только вся бесконечная и неисчерпаемая действительность, но и любая ее область, что также не исчерпывающая. .

Актуально непосредственным объектом (предметом познания) может быть только "частичный объект, определенный аспект, срез объекта. Что именно выделяется, зависит от субъекта и ограничений, присущих ему. Вследствие этого субъект познания и его предмет, составляет единую систему, неразрывно связаны.

Предмет познания при этом отображается в системе образов. Образ - состояние сознания, связан с предметом, возникающее в процессе взаимодействия с ним.

В истории философии по-разному рассматривался связь образа и предмета. Беркли и Юм отождествляли образы (ощущения) с предметом и объектом (ученые не выделяли последние как отдельные понятия). Платон и Гегель рассматривали образы как зависимые от объективно существующих идеальных сущностей (идей). С реалистических позиций образы предстают определенного мере такими, что соответствуют предмету (выделенной стороне объекта). Существуют два средства такого отображения - чувственное и рациональное познание.

Взаимоотношение субъекта и знания характеризуется степенью овладения знанием (глубиной и полнотой). Оно накопленное человечеством и хранится в различных текстах, лекциях, памяти компьютеров. С этой точки зрения выделяют следующие виды знания.

Знание-узнавание - неполное, неточное, когда человек очень мало знает об объекте, но кое-что все-таки знает.

Знание-воспроизведение - запоминание и точное повторение каких-либо формул, стихов, молитв. Такое знание было главной целью в средневековой школе.

Знание-понимание - усвоение не механическое, а в виде целостной системы, что имеет логическую связь с знанием, усвоенным человеком ранее. В этом случае У человека возникает уверенность в смысле, и она может объяснить то, что понимает, другим.

Знание-применение - субъект не только понимает, но и обладает знанием, то есть, умеет его применять. Такое знание - цель подготовки большинства специалистов с высшим образованием. Так, врач должен не просто знать то, что написано в учебниках, но и уметь его применять для диагностики и лечения пациентов (а еще лучше - для профилактики заболеваний).

Тот, кто понимает, владеет теорией, а тот, кто умеет применять, тот может и должен решать задачи, возникающие в практической деятельности, но он не обязан решать научные проблемы - задачи, решение которых еще не известно человечеству.

Высшая форма знания - творческое знания, когда субъект может описать объект, объяснить, почему он такой, умеет решать задачи и решает проблемы. Решения научных проблем - это цель научно-исследовательской деятельности. Однако стоит сказать, что любая человек, который в полном объеме овладела своей профессией и относится к ней творчески, которая решает новые задачи, возникшие перед ней (решение которых не знает заранее), также занимается творческой деятельностью, и знание своей профессии в таких случаях тоже творческое. Однако такое творчество не будет научной, поскольку решение этих задач уже известное науке.

Взаимоотношение знания и его предмета является центральным и формулируются как вопрос об истинности познания, о степени его соответствия предмету.