РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 10. Познания
§3. Проблема истины
Признание принципиальных ограничений познания, существования субъективных факторов, которые невозможно
устранить, влияющих на него, вызывают вопрос - "есть Ли в наших знаниях
содержание, определяется только объективной действительностью и не зависит от человека и всего
человечества?". Если же такой смысл есть, то как его можно установить? Это вопрос, что
интересовало философов в глубокой древности, может быть сформулирован кратко: "Что
есть знание?" (имеем в виду действительное, истинное знание).
Платон рассматривает как истину только знания о вечный и неизменный мир идей. Все,
что мы думаем о сменный и шаткий окружающий мир, является только мнением, субъективным
взглядами, которые невозможно получить логически и проверить. Аналогичной является и позиция
Гегеля: "Идея истины есть истина в себе и для себя". Он подчеркивал также
ее нестационарный, текучий характер: "...истина - это процесс".
Рационалисты (Б. Спиноза, Г. Декарт), чтобы обнаружить истину, прибегают не к действительности,
а до логических критериев последовательности и ясности изложения.
Противоположной является позиция материалистов Нового времени, которые связывают истину с чувственным
познанием, а идеалисты (Беркли и Юм) исключительно с ощущениями. Однако уже Ф. Бекон,
подчеркивая зависимость истины от субъекта, социально-культурных факторов, провозглашал:
"Истина - дочь времени". Локк, Спиноза и Лейбниц пытаются создать комплексное
понимание истины на основе соответствия знания рациональной интуиции, логике и
чувственного познания.
Наибольший интерес вызывает понимание истины как соответствия знания действительности,
что начинается от Аристотеля. Оно становится самым распространенным (весомая роль в этом принадлежит
диалектическому материализму); и может считаться классическим.
Истина - это соответствие содержания знаний действительности, которая не зависит от субъекта и
не может быть опровергнута. В этом подходе видим две стороны истины. Она, с одной
стороны, является характеристикой знания, то есть, идеального субъективного образа, а с другой,
ее содержание определяется объективно существующими свойствами. То есть, она субъективна
по форме и объективно по содержанию.
Ошибка (заблуждение)- это знание, которое не соответствует действительности по содержанию. К ошибке приводит
и чувственное познание, но чувственные данные не могут быть истинными или логическими, они
бывают правильными или ошибочными (например, в случае иллюзий). В отличие от
ошибки, ложь - это искажение с намерением. Ошибка и ложь субъективны и по форме,
и по содержанию.
Понятие правды включает в себя ценностную оценку. То есть, правда - это не только истина,
но и справедливость, честность, единство слова и дела. Кроме того, термин "истина"
чаще используется по отношению к теоретическим знаниям, а "правда"-
к мыслям о конкретных явлениях: ...правда - это истина на деле, истина в блази, честность,
неподкупность, справедливость... (В. Даль).
Истина как явление и процесс многогранна, имеет много свойств, но прежде всего,
она объективна. Объективность истины - ее независимость от воли и сознания людей.
"Прав тот, кто считает разделенное разделенным, а соединенное соединенным, ошибается
тот, чья мысль противоположная фактическим обстоятельствам... Надо иметь в виду, что ты белый
не потому, что мы тебя считаем, а именно потому, что ты белый, мы утверждаем это,
и мы правы",- писал Аристотель.
С другой стороны, истина всегда субъективна, как знание субъекта; она является субъективной
по форме своего существования, поскольку существует в понятиях, суждениях, выводах (умозаключениях)
и теориях. А ошибка субъективна и по форме, и по содержанию, но она не осознается
субъектом как ошибка, если же осознается, то речь идет уже не об ошибке, а о
ложь (неправду).
Поскольку истина объективна, она обязательно является абсолютной, то есть существует везде и
всегда. При другом понимании абсолютности полных, исчерпывающих знаниях - истина содержит
только их элементы.
В то же время она является и относительной, то есть, существует везде и всегда, но при определенных условиях.
В другом смысле она является ограниченной и неполной.
Такая объективная (по содержанию) и субъективная (по форме), абсолютная (в каком-то отношении)
и относительная (в другом отношении) истина неизбежно должна быть конкретной.
Конкретность истины, ее соответствие определенным условиям включает в себя три момента.
Во-первых, она связана с исторически определенной степенью развития знания, является элементом
целостного процесса познания. Во-вторых, в связи с вышеупомянутым, истина включает в
себя ограниченность и ошибки (ошибочные взгляды, характерные для определенного времени. В-третьих,
истина является конкретной в применении, так как действительность всегда богаче и разнообразнее,
чем любая истина, то в применении теории необходимо учитывать все многообразие
конкретной ситуации. "Суть и живая душа марксизма - конкретный анализ конкретной
ситуации", - писал В. Ленин. Карл Поппер формулирует принцип конкретности истины
как требование "точной фиксации условий ее существования".
Вместе с тем, истинное знание обобщенное, оно выражается словами (или другими знаками)
и всегда имеет отношение к определенному классу, множеству явлений. Диагностировать заболевание
можно, только классифицируя его как определенный род болезней, составляют нозологическую форму.
Такой сложный и противоречивый характер истины наводит на мысль о ее изменчивость.
"Истина,- говорил Гегель,- это не монета, может быть дана в готовом? виде...
спрятанной в карман... Она есть процесс."
Примером может быть достаточно достоверное утверждение: "Вода кипит при 100°С".
Его объективность заключается в том, что истина не зависит от воли и желания людей:
вода кипит при 100°С независимо от того, нравится это нам, или нет. Но форма выражения
утверждение субъективная (температура может измеряться не только по Цельсию, но
и по Фаренгейту,
Реомюром и т.д.).
Утверждение о кипения воды является абсолютным, она кипит при 100°С везде (в любой
стране на земном шаре) и всегда (не только сейчас, но и в прошлом и будущем).
Однако эта истина является относительной, потому что температура кипения зависит от атмосферного
давления, то есть от высоты над уровнем моря. Это утверждение является конкретным, поскольку его
истинность зависит от многих факторов, таких как изотопный состав водорода, образует
молекулы воды (протий, дейтерий, тритий), от наличия в ней химических примесей и
др. И эта информация носит обобщенный характер, касается любой воды,
независимо от того, откуда она - "из колодца, пруда, водопроводной трубы, копытного следа..."
Важно осознавать, что медицинский диагноз - это специфическая разновидность истины, со всеми
ее свойствами и процессуальным характером.
Важно также видеть всю разносторонность истины, так как игнорирование одной из ее сторон
и соответственно чрезмерное выпячивание других приводит к различным отклонениям от реалистического
понимание. Если считать, что истина есть только объективной, это приводит к наивному
реализма, который считает, что знания отражают действительность, словно в зеркале (ізоморфно,
абсолютно точно), чего никогда не бывает. Если преувеличить субъективность истины,
то это приводит к субъективизму, волюнтаризму, сторонники которого считают: если
очень хочется, то так оно и есть. Если преувеличить значение абсолютной истины,
это приведет к догматизму, замерзания знание, которое не соответствует изменениям реальности.
Если преувеличить значение относительности, возникает опасность релятивизма - точки зрения, согласно
к которой "все является относительным" (что является логически противоречивым и ведет к параличу
мышления). Абсолютизация конкретности истины приводит к ползучего эмпиризма,
приземленности знания, брака обобщенности, теоретической глубины и широты. Абсолютизация
обобщение истины приводит к отрыву от реальности, "блуждание в емпіріях",
схоластического теоретизирования.
Согласно такого классического понимания истины как соответствия знания действительности
главным критерием истинности является практика - предметная деятельность людей над преобразованием действительности, социальная
взаимодействие людей и научно-експериментаторська деятельность ученых. Следует подчеркнуть
на том, что такой критерий является главным, но не абсолютным.
-
Мы думаем, что в любой истине всегда есть нечто ложное и что сходство между истиной
и ложью настолько велика, что нет никакой отличной признаки, на основе которой можно
было бы сказать точно.
Цицерон
-
Нужно искать истину, которая была бы не общей, а личной.
С.
Кьеркегор
-
Величайшие истины - самые простые.
Л.
Толстой
-
Истина - это еще не опровергнута ошибка.
-
...истина - это тот род ошибок, без которого определенный вид живых существ не мог бы жить.
Ф.
Ницше
-
Истина всегда конкретна.
В.
Ленин
-
Истина - "настоящее", что на самом деле существует... В отличие от мнимого, не
настоящего... истина - это перебуваюче существования...
П.
Флоренский
-
Истина - життєтворна, неправда - життєруйнівна...
М.
Рубинштейн
Контрольные вопросы:
1.
Какова структура познания?
2.
Назовите пять основных видов знания (по его глубиной и полнотой).
3.
Черты чувственного познания.
4.
Формы чувственного познания.
5.
Черты рационального познания.
6.
Формы рационального познания.
7.
Взгляды на истину в истории философии.
8.
Основные свойства истины.
9.
Правильный медицинский диагноз как разновидность истины.