Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 4

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)

(1694-1778)

«Как бы там не было... моя основная цель заключается в том, чтобы познать общественную человека»



Французское Просвещение - это целая плеяда выдающихся имен и талантливых работ, конструктивных идей и оригинальных реформаторских проектов. Мыслители этого периода в принципе были единомышленниками. Они, так сказать, «тянулись» друг к другу, хотя и не всегда разделяли взгляды «партнеров», поддерживали между собой дружеские отношения. Если бы целью исследования было выявление «души» Просвещения, мы говорили бы, прежде всего Вольтера. Как отмечает В.Кузнецов, «историческая роль Вольтера определяется прежде всего тем, что он оказался основателем, «патриархом» и на протяжении более чем 60 лет своей творческой деятельности оставался самым активным и влиятельным представителем французского Просвещения» (Кузнецов В. Н. Философское творчество Вольтера и современность // Вольтер. Философские сочинения.- М., 1989. - С.5).

Вольтер родился в семье парижского нотариуса, учился в иезуитской коллегии Людовика Великого в Париже, обнаружил незаурядные способности, среди которых выделялась острота ума, чувство ситуации и точное слово, которое сопровождало его на протяжении жизни. В 12-летнем возрасте при содействии аббата де Шатонефа Вольтер вошел в круг парижских вольнодумцев. Под влиянием их критического восприятия действительности формировались его проницательный ум, общее мировоззрение, свободомыслие. За критику, направленную на герцога Филиппа Орлеанского, после окончания коллегиума Вольтер был заключен в Бастилию. Дальше - больше: ссора с кавалером де Роганом и ... снова Бастилия. Затем - высылка из Парижа, поездка в Англию, знакомство с английской философией и ньютоновским естествознанием, первые философские, исторические и литературные трактаты.

Вернувшись в Париж, Вольтер публикует «Философские письма», которые принесли ему признание и ... вызвали резкое неприятие официальными кругами: по решению парламента это произведение было сожжено как такой, который «противоречит религии, добрым нравам и уважении к власти».

Последнее, между тем, философа не остановило. Он пишет «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона», сотрудничает с энциклопедистами, публикует свою знаменитую «Философию истории».

В общем Вольтер прожил яркую и драматичную жизнь. Историк и публицист, поэт и философ, страстный и яростный борец против религиозного мистицизма, он вошел в историю как вождь Просвещения, «король вольнодумцев», «оракул новых философов». Драматургическое творчество открыла Вольтеру путь к «высшему миру», что принимал представителя «третьего мира» лишь условно, как человека талантливого, но более низкую. Свободолюбивая же натура поэта и философа стремилась к равенству и справедливости. Колючая ответ на адрес одного из аристократов привела к аресту поэта и двухнедельного заключения в Бастилии, изгнание из Франции и вынужденного проживания до конца своих дней сначала в Англии, затем в Германии и на границе Швейцарии и Франции. За несколько месяцев до своей смерти Вольтер переехал в Париж.

Философское наследие Вольтера является огромной. Практически все, что вышло из-под пера мыслителя, - драматургические произведения, стихи, памфлеты и т.д., - можно рассматривать как произведения философского толка и значения. Главными философскими сочинениями Вольтера является «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Кандид».

Философия Вольтера полна противоречий: сокрушительная критика католицизма совпадает с признанием бытия Бога и регулятивной функции религии; рядом с язвительными эссе против абсолютизма - признание необходимости «просвещенного монарха», идеалом которого для Вольтера был... Петр; открытое восхваление английской революции, которая практически и однозначно инфицировала «революціоністські симпатии» возбужденной французской молодежи, сочеталось с теоретически взвешенным обоснованием преимуществ социальных реформ, мирного реформирования общества «сверху», уравновешенного «просветительского правления».

Находясь под сильным влиянием ньютоновской механики, природу Вольтер рассматривал как своеобразный часовой механизм, где все формы органической и неорганической материи движутся благодаря внешней силе, что дала миру первый механический толчок. Понятно, что это является делом Бога, который, по мнению Вольтера, является единственным разумным мировым первнем, что действует ... по законам классической механики.

В противовес религиозно-мистическому учению, существование Бога Вольтер пытается доказать рационалистическим образом. По его мнению, религия имеет практическую пользу: идея «Бога» регулирует межчеловеческие отношения, она нужна как своеобразная «узда» для трудового люда, как гарантия общественного порядка. Христианство Вольтер истолковывал как учение, которое защищает институт частной собственности и моральные устои европейской цивилизации XVIII века.

Всю свою жизнь Вольтер был ... монархистом. Философ критиковал феодальные порядки, в противовес которым обосновывал идею просветительской конституционной монархии как наиболее привлекательной формы государственного устройства. Он отвергал не только коммунистические идеалы Мелье, но и рассудительный еголітаризм Руссо с его обоснованиями преимуществ народовластия. Неравенство Вольтер считал извечным законом природы.

И все же свободомыслие принимало у Вольтера гору. Как писал о нем А. Пушкин, «если первенство чего-нибудь стоит, то вспомните, что Вольтер пошел новым путем - и внес светильник философии в темные архивы истории». Своим творчеством Вольтер подготовил «философский фундамент» Просвещения, углубил спектр философского постижения действительности, ввел в него новые проблемы, а главное - вернул философию к реальной человеческой жизни, истории и культуры как ее (философии) главной тематики.

Философию Вольтер определял как любовь к мудрости. Предметное поле философии является необъятным. По мнению Вольтера, сюда входит все то, что привлекает к себе внимание человека. Мыслитель рассматривал физическую теорию Ньютона и роль религии в обществе, вопросы здравоохранения и социально-политические отношения, особенности развития художественной культуры и природу человека, проблемы морали и т.д. Казалось бы, разнообразие проблематики «размывает» целостность философского видения действительности Вольтером. Однако это не так. За фасадом множественности сюжетов четко прослеживаем главную линию его размышлений - раскрытие тайны человеческого бытия в истории, изучение культуры народов как единого природного основу достижения равенства и справедливости в организованном обществе.

Человека Вольтер рассматривал как существо общественное, живет в окружении себе подобных общественных существ. В своих действиях человек исходит из практических потребностей. По природе все люди равны и обладают естественным правом реализации свободы. Для упорядочения и согласования действий люди «молча» передают государству все общие руководящие функции. Государство, в свою очередь, обязана обеспечить «естественные права» людей, важнейшими из которых являются свобода, равенство перед законом и неделимая собственность на продукты своего труда.

Вольтер отстаивал идеал «просвещенного абсолютизма», что достигается благодаря прочному союза философов и правителей. Первым, по его мнению, принадлежит законодательная власть, вторым - исполнительная; философы пленками председателя обладателей истинными принципами общественного устройства, обладатели реализуют эти принципы, воплощая их в новых законах и повседневной практике руководства государством. Науку и культуру, образование и философию Вольтер рассматривал как главный фактор социально слаженного жизни обладателей и подданных. При этом философ указывал на необходимость постоянного реформирования общества, поскольку любой застой или отказ обладателя осуществить ту или иную прогрессивную реформу угрожают революционным взрывом народных масс.

Гениальной есть мнение Вольтера о культурном единстве человеческой истории. Философ отказывается от європоцентристської традиции, которая доминировала в то время, и начинает широкое изучение истории культуры и образа жизни китайцев, арабов, индийцев, русских и других народов мира. В противовес идее провинциализма, что доминировала в тогдашней историографии и социологии, Вольтер развивает идею прогрессивного развития человеческой истории на основе ее внутренних законов. В своих работах «Философия истории» и «Опыт о всеобщей истории и о нравах народов» философ рассматривал историю как последовательное развитие от варварства к цивилизации. При этом, важными факторами этого развития Вольтер считал науку, трудовую и творческую деятельность человека.

Альфой и омегой философского творчества Вольтера есть свобода. «Король вольнодумцев» называет свободу самой простой и одновременно самой запутанной философской проблемой. Очищая ее от химер, Вольтер определяет свободу как «свойство думать все, что угодно, и действовать во всем согласно собственной воле». Свобода, по мнению философа, является самым весомым подарком Бога человеку. Однако, випестувавши человека в определениях свободы, Бог, по сути, теряет свою власть над ней. Более того, человек, считал Вольтер, никогда «не могла получить от Бога чувство своей воли, если бы таковой у нее не было». Следовательно, свобода является феноменом исключительно человеческим. Она предстает как свойство проявлять свою волю и действовать. «Сам Бог, - заключает Вольтер, - может быть свободным лишь в этом смысле. Он пожелал и он сделал это, как считал нужным».