Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ VIII

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII В. И НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (КОНЕЦ XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.)

 

Система и метод Гегеля

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) родился в Штутгарте, столице королевства Вюртемберг. Его отец, Георг Людвиг Гегель, служил секретарем казначейства. Мать, Мария Магдалина, добрая и отзывчивая женщина, умерла, когда Гегелю едва исполнилось 13 лет. В 1777 - 1787 гг. Гегель учился в латинской школе и классической гимназии. С огромным интересом изучал математику, риторику, языка, но больше всего увлекался всемирной историей. Недаром для своего выпускного сочинения он выбрал довольно оригинальную тему: "Печальное состояние искусств и наук у турок". Работа получила высокую оценку.

После окончания гимназии Гегель поступил в Тюбингенского теологического института, где познакомился и дружил с Шеллингом, Гельдерліном. Осенью 1793 г. он успешно сдал выпускной кандидатский экзамен по теологии. Отказавшись от карьеры протестантского пастора, Гегель стал домашним учителем в дворянской семье в Берне (Швейцария). Работа оставляла достаточно много свободного времени, и в течение трех лет он глубоко изучал Канта, Фихте, написал свои первые работы "Жизнь Иисуса" (1795), "Позитивность христианской религии" (1796). В 1797 г. Гегель вернулся в Германию и через посредничество Гельдерлина получил должность домашнего учителя в семье купца Гогеля во Франкфурте-на-Майне. Продолжая занятия философией, изучал английскую политическую экономию и право. Но его все больше привлекала университетская преподавательская работа.

Благодаря поддержке Шеллинга Гегель приехал к Йене, где защитил диссертацию "Об орбитах планет", читал лекции в университете, занимался литературной деятельностью. Именно в Йене он написал и издал известную "Феноменологию духа" (1807). Здесь сформулирована собственная, противоположная Шеллінгу, оригинальная философская позиция. Если Шеллинг, у которого в этот период появились религиозно-мистические уклоны, рассматривал философию лишь как путь к знанию, то Гегель стремился превратить ее в науку, способствовать приближению философии к форме науки-к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием.

Шеллинг считал, что абсолютное единое начало (тождество), в котором совпадают "Я" и "не-Я", познается человеком непосредственно, подобно тому, как мы ощущаем красоту или биение собственного сердца. Гегель отрицал непосредственное познание и считал необходимым начинать не с абсолютного знания, а показать логический путь развития познания от низшего степени (непосредственно чувственного восприятия) до высшего (полного, абсолютного знания).

Финансовые осложнения и обнищание Йєнського университета в условиях войны с Францией заставили Гегеля искать другую работу. В марте 1807 г. он переехал в Бамберга, где стал редактором местной газеты. В декабре 1808 г. приехал в Нюрнберг и стал директором гимназии. Кроме административной и педагогической деятельности, в Нюрнберге Гегель много писал. Именно здесь создана и издана "Наука логики" (Большая логика), в которую вошли три книги - "Учение о бытии" (1812), "Учение о сущности" (1813) и "Учение о понятии" (1816). В Нюрнберге появился черновой вариант "Энциклопедии философских наук" - системы философии Гегеля. В 1811 г. Гегель женился на Марии фон Тухер - двадцатилетней девушкой из знатной дворянской семьи.

Еще в Йене Гегель мечтал о университетскую кафедру. В августе 1816 г. он получил приглашение в Гейдельбергском университете, где читал по два-три курса каждый семестр, издал "Энциклопедию философских наук", которую позже (в 1827 и 1830 гг.) перевидавав с исправлениями.

С осени 1818 г. Гегель занимал должность профессора философии в Берлинском университете, куда был приглашен прусским правительством. Именно в этот период система Гегеля получила завершения. Философ читал курсы логики, эстетики, философии права, антропологии, истории философии, философии природы. Тексты этих курсов были позже изданы его учениками. О большой популярности Гегеля свидетельствует тот факт, что в 1829/30 учебном году он был избран ректором университета (как известно, первым ректором был здесь Фихте).

Жизнь философа оборвалась неожиданно. 14 ноября 1831 года он скончался от холеры и был похоронен рядом с могилой Фихте.

Как отмечалось, главная цель философского творчества Гегеля - содействие превращению философии на науку, действительное, истинное знание. Формулируя это намерение в предисловии к "Феноменологии духа", мыслитель, как и Фихте и Шеллинг, приближал понятие научности понятие системности: истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее. Но в отличие от своих предшественников автор "Феноменологии духа" внес в понимание системности нечто принципиально новое. Он отказался от такой дорогой для Шеллинга интеллектуальной интуиции и на ее место поставил ноняття, отверг фіхтеанський метод приклеивания ко всему небесному и земному, ко всем природным и духовным формам парных определений общей схемы и раскладывания всего по полочкам и утверждал, что система философских наук должна быть выведена из истории действительности, которую эти науки отражают. На место схемы "Я есть Я", Гегель поставил системообразующий принцип историзма, или развития. От предыдущих его система отличается тем, что методом ее построения является наиболее развитая форма диалектики.

Гегелевская система имеет название "Энциклопедия философских наук". В § 18 труда объясняется, что ее общим предметом является абсолютная идея - субстанция и субъект созидания действительности. Вот некоторые характеристики абсолютной идеи: 1) идея не инертна, а деятельная, она есть вообще деятельность; 2) диалектическая идея, она представляет собой единство отличного противоречивость; 3) идея целеустремленная, она является ентелехією, а это арістотелеве понятие выражает фіналізм, телеологию, стремление к цели и самосовершенствования. Абсолютная идея существует объективно, т.е. независимо от отдельных индивидов, более того, предшествует не только индивидам, но и миру в целом (природе, обществу).

Бытием чистой абсолютной идеи является ее понимание самой себя. Содержание ее - царство чистого разума, чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без прикрытия, в себе и для себя самой. Поэтому можно выразиться так: это содержание есть изображение Бога, каким Он предстает в своей вечной сущности до сотворения природы и того или иного конечного духа. Именно как чистый разум абсолютная идея является предметом "Науки логики" - первой части "Энциклопедии философских наук".

Следующая стадия развертывания абсолютной идеи заключается в том, что последняя реализуется как природа. Гегель толковал природу как отчуждение идеи, которая свободно "отпускает" себя из царства чистой мысли к противоположному царства материальной естественности. Природа тоже есть идея, но в форме инобытие. Именно в таком качестве она является предметом второй части "Энциклопедии" - "Философии природы".

Третья стадия саморазвития абсолютной идеи начинается с появлением человека и общества, через деятельность которых идея начинает самопознания. Ее инобытие снимается в процессе длительного социально-исторического и интеллектуального развития человечества. Этот процесс, в котором постепенно выкристаллизовываются адекватные формы самосознания идеи, что "спала" в природе, возвращает ее с инобытие к самой себе и делает действительно абсолютной. Результат этого процесса - для себя сущем абсолютный дух, который является самосознанием идеи.

Духовные формообразования (субъективный, объективный и абсолютный дух) стали предметом третьей части "Энциклопедии философских наук" - "Философии духа" и других исследований философа, посвященных конкретным формам объективного и абсолютного духа ("Философия права", "Философия истории", "Философия религии", "История философии" и др.).

Грандиозная система абсолютного идеализма, как ее называл сам Гегель, - третья после Аристотеля и Фомы Аквинского попытка охватить всю совокупность знаний своей эпохи. Ее абсолютная ідеалістичність заключается в том, что она преодолевает ограниченность как объективного, так и субъективного идеализма, синтезируя содержание первого и второго. Ее целостность обусловлена последовательным проведением выбранных принципов, разработанных в "Науке логики". Поэтому именно логика считается основой гегелевской системы.

Диалектический логіцизм (диалектико - логические ходы мысли повторяются в изложении знаний о природе, истории, формообразование духа и т.п.) является метафизическим, онтологічним фундаментом "Энциклопедии". Подобно тому, как абсолютная идея через природу и дух возвращается к самой себе, завершая цикл саморазвития, описание странствий абсолюта в текстах логики, философии природы и философии духа также имеет вид круга. Более того, каждая часть философии, писал Гегель, есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит абсолютную идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого. Отдельный круг именно потому, что оно есть в самом себе целостность, прорывает границу своей определенности и становится основанием для более широкой сферы; поэтому целое есть круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что их система составляет целостную идею, которая проявляется также в каждом из них в частности. Замкнутая на саму себя, система Гегеля, таким образом, является завершенной.

Остановимся на содержании системы Гегеля, и прежде всего его первой части - "Науки логики". Именно в ней изложена методология построения "Энциклопедии философских наук" - диалектика.

Предметом "Науки логики" является абсолютная идея, которая разворачивается и развивается в ходе самоосмислення. Целью, поездом, ентелехісю идеи служит истина. Истина же не отчеканенная монета, которой можно раз и навсегда завладеть и в готовом виде положить в карман. Истина как цель идеи - процесс ее постепенного достижения. Поэтому Гегель и говорил, что "идея сущностно является процесс".

Каким же образом, с помощью каких сил осуществляется постижение истины? Деятельность идеи, направлена на познание истины о себе, возбуждается ее диалектической противоречивостью. Шеллинг говорил, что абсолют есть тождество, а Гегель добавил к этому: тождественная с собой идея содержит отрицание самой себя, противоречие. Самосуперечливість возбуждает самоосмислення идеи (больше ей никого и ничего осмысливать), которое является тождественным с ее бытием; идеи живут, пока они себя (или их) мыслят.

Бытие - мышление идеи специфическое: как процесс она разворачивается в вечности, вне времени и пространства. Идея не имеет начала во времени или пространстве, существует в целостности своих частичных формообразований. Здесь и возникает важная проблема - начала науки о абсолютную идею.

Гегель начинает свою "Науку логики" из понятия чистого бытия как наиболее абстрактной характеристики абсолютной идеи. Первый раздел труда так и называется - "Учение о бытии". Чистое бытие такая пустая абстракция, настолько лишена каких-то определений, что оказывается тождественной своей противоположности - ничему. Разумеется, речь идет не о том, что наличие предмета равна его отсутствия. Гегель рассматривал не конкретное бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие и ничто сливаются воедино. В своей тождественности они создают третье понятие - становление.

В этих трех понятиях гегелевской логики заметна характерная черта ее построения - принцип триады: тезис, антитезис, синтез. Выдвигается некоторое положение, затем идет его возражения, а после него отрицание отрицания. Синтез тезиса и антитезиса обогащает содержание предыдущего утверждения, поскольку добавляет к нему знания о его противоположность. Поэтому диалектическое отрицание совпадает с развитием знаний об изучаемом предмете. Если в тезисе он раскрывался абстрактно (односторонне), то в синтезе это раскрытие конкретнее и не - одностороннее. То есть развитие знаний о предмете (абсолютную идею) совпадает с их движением от абстрактного к конкретному.

Восхождение от абстрактных знаний к конкретным (от бытия к идее) является также важным принципом построения "Науки логики". Каждая конкретнее категория (например, становление) снимает содержание предыдущих. Снятие, по Гегелю, есть не только отрицание, но и одновременное сохранение содержания, его подъем на более высокую ступень развития.

Результат становления - что-то постоянное. Гегель называет наличным бытием. Здесь уже речь идет о бытие реальных предметов мира (инобытие идеи). Отличие одного предмета от другого зафиксирована в категории качества. Последняя является определенностью, что совпадает с бытием; если исчезает данное качество, становится несколько другим. Противоположностью качества является количество. Она - определенность, безразличная к бытию; количественные изменения предмета не отменяют его бытия в определенном качестве. Синтезом количества и качества есть мера. Она обозначает пределы, в которых количественные изменения не приводят к изменению качества. Нарушение предела или меры, вызывает появление нового качества, которая возникает путем перерыва постепенности, скачкообразно. Закономерная связь качества и количества, обнаруженный Гегелем, стал позже основой формулировки закона взаимного перехода количественных и качественных изменений - одного из трех главных законов диалектики.

Цепь скачкообразных качественных изменений создает "узловую линию отношений меры". Для иллюстрации последней Гегель приводил пример бесконечной смены агрегатных состояний воды в зависимости от температуры. Если эти состояния постоянно меняются, то возникает вопрос о носителе этих изменений, о некоторый субстрат, лежащий в основе цепи преобразований. То есть встает вопрос о сущности, которая находится в сущностных изменениях.

"Учение о сущности" - второй раздел"Науки логики". В отличие от бытия (поверхностного слоя действительности) сущность - внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия. В разделе "Бытие" понятия переходят друг в друга, то есть отражается связь предметов типа "переход"; отсюда и закон взаимного перехода. В разделе "Учение о сущности" понятия слиты одно с другим, "светятся", взаємовідображаються, или рефлексируют. В бытии нечто становится другим, в сущности несколько другое, существует лишь в единстве со своей противоположностью, то есть является противоречием. Сущность и есть противоречие или единство противоположностей. Гегелевская разработка проблемы противоречия также вошла в содержание второго закона диалектики - закона единства и борьбы противоположностей.

Учение о сущности имеет три подразделения. В первом она рассматривается сквозь призму ее самосуперечливості и истолковывается как основа существования. Существование отличается от бытия. Бытие непосредственное, существование всегда чем-то опосредованное, обоснованное. Существование есть бытие, которое получило основу. Основой же существования, или жизненности, есть противоречие - движущая сила существования. Несколько, писал Гегель, является жизненным лишь настолько, насколько оно содержит в себе противоречие.

Второй раздел учения о сущности посвящен явлению. Последнее является сущностью в своем существовании. Сущность не остается позади или в стороне явления, а скорее, как бы по своей бесконечной доброте, отпускает свою видимость в непосредственность и дарит ему (явлению) радость существования. Бог, который как сущность есть благость, поскольку он дает существование моментам своей видимости в самой себе, создает мир. Явление не существует само по себе, оно всегда выражает определенную сущность. Сущность является, явление - сущностное. Тождественное в явлениях (то, что повторяется в них) есть закон. Закон и сущность - вещи однопорядковые.

Третий подраздел учение о сущности имеет название "действительность". Действительность - это синтез сущности и явления (существование), или внутреннего и внешнего. Она включает в себя, во-первых, возможность, во-вторых, случайность. Возможность есть то, что сущностное для действительности, но сущностное таким образом, что оно одновременно есть лишь возможность. Оцениваемая как одна лишь возможность, действительность есть нечто случайное, и наоборот, возможно именно есть только случайное. Возможность может перейти в действительность при наличии условий; тогда она становится необходимостью. В связи с категорией необходимости Гегель дал интересный анализ проблемы свободы, который будет продолжен в "Философии права".

Заканчивается учение о сущности анализом причинности. Причина порождает равную себе действие. Поэтому между действием и причиной имеет место взаимодействие. Взаимодействуя, причина и действие постоянно меняются местами: действие становится причиной, и наоборот. Цепь постоянно изменяемых причин и последствий повторяет "узловую линию отношений меры". Здесь возникает вопрос: а существует ли что-либо субстанційне в этих бесконечных изменениях? Гегель дал утвердительный ответ. Таким свободным от переходов причин и последствий является понятие.

"Учение о понятии" является третьим разделом "Науки логики". Понятие определяется как целостная сфера "субъективной логики" (два первых раздела Гегель назвал "объективной логикой"). Третий раздел также имеет тріадну структуру: а) субъективное понятие, б) объект, в) идея.

В подразделе "субъективное понятие" рассматриваются вопросы, которые образуют традиционный содержание учебников по формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Свою задачу Гегель видел в том, чтобы накопленный веками, но закостенелый материал привести в активное состояние, снова разжечь в нем огонь жизни. Философ стремился восстановить познавательную ценность средств формальной логики, увидеть в фигурах умозаключений реальные отношения вещей. Рассматривая различные типы силогізмів, он сформулировал такую мысль: все вещи суть умозаключения, нечто общее, замкнутое через особенность с единичность. Самым совершенным силогізмом является умозаключение необходимости, который Кант считал законом природы. Благодаря таким умозаключениям ум с помощью понятий и суждений имеет возможность формулировать законы, то есть открывать в своей собственной сфере нечто такое, что присуще объективному миру. Тем самым, по словам Гегеля, понятие вообще реализовалось; точнее говоря, оно получило такую реальность, которая является объективностью.

Суть перехода от субъективного понятия к объекту заключается в том, что, по Гегелю, понятие способны воплощаться в объективных вещах, во-первых, через человеческую деятельность, во-вторых, через творения мира вещей. Объект - предмет второго подразделения "Учение о понятии" - проходит три ступени развития: механизм, химизм, телеологізм. Телеологический объект снимает ограниченности двух первых. Его выше значение иллюстрируется просто: достаточно вспомнить о механическую и химическую технику, чтобы понять, что именно порождение таких объектов каждый раз зависело от как внешней относительно них цели, которая, однако, действовала принципиально, а следовательно, не была внешней для той сферы действительности, к которой она применялась. Это было движение самой объективности к высшей ступени. Гегель проанализировал диалектику цели и средств, их восхождение на высшую стадию - зідійсненої цели, или понятие. Единство понятия (цели) и объективности - идея.

Раздел "Учение о понятии" и "Наука логики" в целом завершается анализом идеи (истины). Истина - это совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины нет, она всегда конкретна. Истина вобрала в своем содержании все предыдущие определения, начиная с чистого бытия, из ничего, становления и т.п. ее конкретность и есть ее разносторонностью, которая достигается синтезом всех предыдущих определений. Истину нельзя охватить сразу в готовом виде. Она является процессом нашего постижения цілокупності ее определений. Мышление, которое разворачивает во времени цепь ее характеристик, повторяет процесс бытия истины, совпадает с ним, беря категории, ее раскрывают, в их взаимных противоречивых связях - переходах, взаєморефлексії, отрицании отрицания. Так достигается истинное, а следовательно, конкретно - системное знание о мире как органическую целостность, порожденный абсолютной идеей.

Однако и этого мало для понимания идеи - истины. По Гегелю, она представляет собой не только соответствие понятия предмету (о чем писал Аристотель), но и соответствие предмета своему понятию. Рассматривая предмет, мы должны определить, совпадает ли он со своим понятием, содержит в себе истину или нет. Такое понимание истины можно найти в рядовом словозастосуванні: говорят, например, об истинном друге и понимают при этом человека, поведение которого соответствует понятию дружбы. То есть мало иметь идеи (понятия) дружбы, добра, красоты и т.д., мало стремиться к их познанию, как это делал Сократ. Надо еще и действовать адекватно, быть соответствующим им. Истина, по Гегелю, предметная, ее нужно не только познать, но и практически реализовать в жизни.

Познание истины имеет своим объектом жизнь, в котором воплотилась непосредственная идея (идея добра, красоты и т.п.) как душа в определенном теле. В результате познания этой души - идеи получается истина. С одной стороны, последняя соответствует своему предмету - жизни - и является теоретической идеей, отражением жизни, а с другой - она возбуждает волю и деятельность человека на приведение предметов (прежде всего своей жизни) в соответствие с полученной истиной: здесь истина является идеей блага, или практичной идеей.

Завершается "Наука логики" небольшим подразделением учение о понятии, который имеет название "Абсолютная идея". Вот как определил ее Гегеля: абсолютная идея есть, как оказалось, тождество теоретической и практической идей. Она есть абсолютная и полная истина, идея, которая сама себя мыслит, а именно - понимает себя как разумную, логичную идею. Ее содержанием является система логического, или категорий.

Форме абсолютной идеи является диалектический, или, как его назвал Гегель, спекулятивный метод. Это форма самодвижения понятия, в основе которой лежит принцип отрицания отрицания. Метод является не внешней формой, а душой содержания. Он такой же аналитический, как и синтетический. Но истинная картина диалектического метода не развернута в коротком последнем подразделении, он растворен в смысле "Науки логики".

Методологические принципы, разработанные Гегелем в "Науке логики", стали основой построения двух других частей его системы.

"Философия природы" задумана как изображение "инобытие" логической идеи, что, став абсолютной, решила... из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы. Структура работы имеет форму триады: механика, физика, органическая физика. Здесь также реализованы принципы отрицание отрицания, снятие, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Такая же картина наблюдается в третьей части системы. В структуре энциклопедической "Философии духа" три раздела - "Субъективный дух", "Объективный дух" и "Абсолютный дух". Названия разделов означают степени, которыми идет идея, что возвращается в саму себя свое инобытие. Ее возвращение заключается в снятии чувственного, телесного, природного, материального. Дух (познание) ликвидирует внешнюю отчужденность телесного мира, делает этот мир своим, раскрывая то обстоятельство, что субстанцией телесного мира является он же сам, дух. Этот процесс ассимиляции внешнего Гегель считал освобождением духа.

Орудием освобождения духа, как уже отмечалось, является процесс познания, вершиной которого Гегель считал абсолютное знание в форме его собственной философии. Вся всемирная история есть прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Завершением прогресса и является система "абсолютного идеализма". Продвигаясь со ступени на ступень путем самоосвобождение, дух возвышается до знания абсолютного духа как вечно действительной истины, где ум свободен для себя, а необходимость, природа и история только служат к его раскрытию. Принцип историзма, или развития, который лежит в основе метода диалектики, вступает в противоречие с системой, которая претендует на отражение иозаісторичного и абсолютного знания.

Противоречие системы и метода Гегеля, а также другие несогласованности его философии были замечены еще Шеллингом. О них он писал в мюнхенских лекциях по истории новой философии в разделе, посвященном Гегелю. Позже философскую систему великого диалектика подвергли критике Фейербах, Маркс, Энгельс, Кьеркегор и другие мыслители.