Раздел III
Культурные процессы
накануне и в эпоху казачества
НАРОДНЫЕ ДУМЫ И ПЕСНИ О ОСВОБОДИТЕЛЬНУЮ ВОЙНУ
Социальные потрясения активизируют творческий
процесс. История культуры знает много таких всплесков, один из них приходится на
период освободительной войны 1648-1654 гг.
Особенно популярными в этом времени были
рыцарские песни-думы, где воспевается доблесть казацких вожаков и
казаков-запорожцев. Много дум связано с сельской тематикой, ведь крестьяне
были основным резервом пополнения казачества.
Образ Б. Хмельницкого является центральным
во многих думах: как он у подвыпившего Барабаша забрал грамоту Владислава IV с правами на привилегии казаков,
о походах и победах, о неверной нрав турок, о смерти Богдана. По этим и
других думах можно с определенной вероятностью составить представление о настроении казачества в
времена наибольшей его активности. Большинство дум ведет повествование о конкретных событиях
и исторических лиц. И. Франко
провел интересное
исследование: сравнил тексты дум с свідченниями летописцев - события
изложены
тождественно. Симптоматично, что нет
никакой думы или
песни, которая бы зафиксировала исторический акт заключения союза Украины с Москвой. Наверное, эта политическая акция не была популярна в народе, чувствовались ее горькие
последствия.
Борьба с национальными и религиозными притеснениями - ведущая тема многих народных дум и песен. Они в ярких красках ведут рассказ о грабежах польской шляхты и евреев-арендаторов, о усилия казаков в борьбе с этим бедствием. Например, из думы о Корсунскую битву мы узнаем, как казаки пленили гетмана
Потоцкого и продали в плен татарам, как от народного гнева бежали евреи-арендаторы, как попа Якубу повесили на дубе и
др.
Настоящей жемчужиной народного поэтического творчества стали невольничьи думы
и песни. В них звучит тоска по родине, мечта о свободе, жажда борьбы с
поработителями.
В 60-70-е годы XVII в. число песен увеличивается, но
художественный уровень их не превосходит произведения невольничьего цикла. Правда,
расширяется жанровый диапазон, появляются иронические и юмористические песни. Но
юмор, как правило, то горький, то злой, потому что в нем проступает горечь самого
жизни.
С упадком казацкой единства
появляется новый персонаж - казак нетяга. Вместо романтики и героических
подвигов этот нищий предпочитает ветчину, пропивают последние копейки. О социальном
разграничение выразительно рассказывает дума про Ганджу Андибера. Пока на нем были
шапка-бирка, “ветром подбита”, драные сапоги, “дуки-срібляники”, Войтенко,
Золотаренко и Довгополенко, представители аристократии, и хозяйка кабака не
обращали на него внимания. Когда же после переодевания дуки поняли, что под видом
козака-нетяги перед ними Фесько Ганджа Андибер, гетман Запорожский, их
отношение к нему резко изменилось. Нет значения, историческая личность Ганджа,
важно то, что в думе отразилось социальное разграничение
в казачьей среде.
Новые песни создаются в новых
исторических условиях, в другой среде. Жанр думы почти исчезает. Уничтожение
гетманщины в 1764 г. прошло незаметным в устном народном творчестве, но уничтожение
Запорожской Сечи в 1775 г. Екатериной II вызвало возмущение и сожаление и в народе, и в
его песнях. Жизнь казачества закончилось с вступлением в казацкой старшиной
статуса дворян.