Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел III

Культурные процессы накануне и в эпоху казачества

 

НАРОДНЫЕ ДУМЫ И ПЕСНИ О ОСВОБОДИТЕЛЬНУЮ ВОЙНУ

 

Социальные потрясения активизируют творческий процесс. История культуры знает много таких всплесков, один из них приходится на период освободительной войны 1648-1654 гг.

Особенно популярными в этом времени были рыцарские песни-думы, где воспевается доблесть казацких вожаков и казаков-запорожцев. Много дум связано с сельской тематикой, ведь крестьяне были основным резервом пополнения казачества.

Образ Б. Хмельницкого является центральным во многих думах: как он у подвыпившего Барабаша забрал грамоту Владислава IV с правами на привилегии казаков, о походах и победах, о неверной нрав турок, о смерти Богдана. По этим и других думах можно с определенной вероятностью составить представление о настроении казачества в времена наибольшей его активности. Большинство дум ведет повествование о конкретных событиях и исторических лиц. И. Франко провел интересное исследование: сравнил тексты дум с свідченниями летописцев - события изложены тождественно. Симптоматично, что нет никакой думы или песни, которая бы зафиксировала исторический акт заключения союза Украины с Москвой. Наверное, эта политическая акция не была популярна в народе, чувствовались ее горькие последствия.

Борьба с национальными и религиозными притеснениями - ведущая тема многих народных дум и песен. Они в ярких красках ведут рассказ о грабежах польской шляхты и евреев-арендаторов, о усилия казаков в борьбе с этим бедствием. Например, из думы о Корсунскую битву мы узнаем, как казаки пленили гетмана Потоцкого и продали в плен татарам, как от народного гнева бежали евреи-арендаторы, как попа Якубу повесили на дубе и др.

Настоящей жемчужиной народного поэтического творчества стали невольничьи думы и песни. В них звучит тоска по родине, мечта о свободе, жажда борьбы с поработителями.

В 60-70-е годы XVII в. число песен увеличивается, но художественный уровень их не превосходит произведения невольничьего цикла. Правда, расширяется жанровый диапазон, появляются иронические и юмористические песни. Но юмор, как правило, то горький, то злой, потому что в нем проступает горечь самого жизни.

С упадком казацкой единства появляется новый персонаж - казак нетяга. Вместо романтики и героических подвигов этот нищий предпочитает ветчину, пропивают последние копейки. О социальном разграничение выразительно рассказывает дума про Ганджу Андибера. Пока на нем были шапка-бирка, “ветром подбита”, драные сапоги, “дуки-срібляники”, Войтенко, Золотаренко и Довгополенко, представители аристократии, и хозяйка кабака не обращали на него внимания. Когда же после переодевания дуки поняли, что под видом козака-нетяги перед ними Фесько Ганджа Андибер, гетман Запорожский, их отношение к нему резко изменилось. Нет значения, историческая личность Ганджа, важно то, что в думе отразилось социальное разграничение в казачьей среде.

Новые песни создаются в новых исторических условиях, в другой среде. Жанр думы почти исчезает. Уничтожение гетманщины в 1764 г. прошло незаметным в устном народном творчестве, но уничтожение Запорожской Сечи в 1775 г. Екатериной II вызвало возмущение и сожаление и в народе, и в его песнях. Жизнь казачества закончилось с вступлением в казацкой старшиной статуса дворян.