Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел III

Культурные процессы накануне и в эпоху казачества

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИВАНА МАЗЕПЫ

 

Иван Мазепа (1644-1709) - один из выдающихся и противоречивых политических деятелей Украины. Сфера его общественных интересов достаточно широкая, но мы коснемся только просветительской и культурной деятельности. Он получил хорошее образование: сначала в Киево-Могилянской коллегии, а затем в коллегии иезуитов в Варшаве. Поступив на службу к польскому королю, много путешествовал по Западной Европе, приобретая опыт управления государством.

И. Мазепа сделал попытку утвердить самостоятельность Украины политическими средствами, но шаткость его позиций, ориентация на Московщину, Польшу, Швецию, Турцию не имели поддержки среди казацкой старшины. Игнорирование общественного мнения привело к полному поражению, потери даже тех достижений, которые смогли сохранить преемники Б. Хмельницкого.

В течение 21-летнего гетманства. Мазепа стал одним из богатейших феодалов Европы. Большую часть своих личных доходов он отдает на развитие просветительских, культурных и религиозных заведений. Ревностный покровитель православия, он строит по всей Гетманщине целый ряд великолепных храмов в стиле казацкого, или, как его порой называют, “мазепинского” барокко. Много сил, времени, средств он отдал Киево-Могилянской академии: наделил поместьями, построил главный корпус, доказал количество студентов до 2 тысяч.

И. Мазепа основал много школ и типографий для того, чтобы “украинская молодежь могла в полную меру своих возможностей пользоваться благами образования”. Он способствовал превращению Черниговской коллегии на высшую школу-лицей.

Гетман переписывался со многими учеными, которых приглашал к сотрудничеству. Именно под его влиянием казацкая старшина посылает своих сыновей на обучение в зарубежных университетов, что обусловило формирование впоследствии собственного кадрового потенциала.