Раздел III
Культурные процессы
накануне и в эпоху казачества
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ КАЗАЦКОЙ
СУТОК
Гуманистические идеи, которые приходили в Украину, освободительная война 1648-1654
гг. делали экономические, политические и культурные связи со странами Западной
Европы достаточно стабильными. Оттуда идут передовые идеи, высочайшие культурные
достижения. Оживает интерес к своему прошлому, выводится утверждение, что казаки унаследовали лучшие черты своего
народа. Ы. Борецкий говорил, что “казаки - это же то племя
славного народа русского..., что
воевало греческое царство Черным морем и сушей, они с того же поколения
воинов, которые за Олега, монарха русского, сражались Грецию, Македонию, Илирик.
Это же их предки вместе с Владимиром крестились в веру христианскую”.
Эти веяния коснулись всех звеньев жизни общества и особенно сказались на культурном развитии Украины.
В архитектуре середины XVI ст. происходят существенные изменения. Исчезают
оборонительные черты, здания превращаются в обычные жилые дворцы. Это характерно
не только для внешних форм. Меняется комплекс в целом: замки в Бережанах,
Остроге, Каменце-Подольском и др. Обогащение феодалов дает им возможность
сооружать дворцы с просторными дворами для рыцарских турниров, роскошными
залами для приема гостей и устройства баллов. С этой целью приглашаются
иностранные специалисты.
С принятием Магдебургского права в
Украине началась регулярная застройка городов по европейским образцам: в центре,
на площади, сводится ратуша, а вся городская территория разбивается на прямоугольные
кварталы. Земли мало, поэтому дома по фасаду
узкие, в два-три этажа, тянутся до середины квартала, на первом этаже
располагаются служебные и торговые помещения, на втором - жилье.
Местные мастера выработали собственный
направление в архитектуре. Этот период оставил по себе памятники великой
художественной и культурной стоимости (застройка Площади Рынок во Львове и др.).
В Центральной Украине - свои
особенности. Для Поднепровья характерна нерегулярная застройка, ранее
проложены улицы не перепланировывались, а дома возводились на усадьбе по вкусу
хозяина. Поэтому города имели живописный вид. Жилье зажиточного хозяина
строилось традиционно - хата на две половины. Яркий пример - дом Лизогуба в Чернигове.
В культовой архитектуре развиваются две
течения: продолжают возводиться деревянные церкви,
что характерно для лесных
районов Карпат и лесостепной зоны, а также развивается каменная кладка. В городах храм тянется вверх из-за нехватки места (храмы Львова, Ужгорода и др.). В сельской местности храмы компактные, прекрасно вписываются
в окружающую среду. Это церковь Михаила в с.Білостоці, усыпальница Богдана
Хмельницкий с. Суботове, где он был похоронен 1657 г., церковь Николая Притиска в Киеве и др.
Усиливается интерес к прошлому.
Восстанавливаются древние храмы. Так, П. Могила отстраивает храм Спаса на
Берестове. Попытки приблизить образы святых своих соотечественников становятся
нормальным явлением.
Развитие гражданского строительства
вводит в художественный оборот скульптуру, отчасти декоративную и надгробия;
портретные черты в ней нивелируются. В скульптурных работах делаются попытки
изучить натуру и идти по законам анатомии. В религиозной скульптуре намечаются
признаки бытового жанра.
Эта эпоха в украинском искусстве
усвоила гуманистические идеи как собственное достояние. Человек становится ведущей темой
искусства, а реализм - главным качеством.