Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 46

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ И ИХ ВИДЫ

 

Цель: закрепить, расширить и углубить знания и умения десятиклассников об синонимы; формировать навыки эффективно их использовать; развивать навыки культуры речи; воспитывать языковое чутье, эстетические вкусы учащихся.

Внутрішньопредметні связи:

Лексика и стилистика: в рамках темы урока.

Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.

Культура речи: выразительное чтение, стилистически окрашенное письмо.

Межпредметные связи: художественная литература.

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

► Приведите примеры лексико-стилистических синонимов.

► Выразительно прочитайте предложения. К выделенным словам подберите синонимы. Объясните их авторский отбор.

1. Взойди, солнце, под мое окошко и зажги ясно, позолоты мои черные тернии, пусть будет красиво. 2. Солнышко встало, встало ясное, играет огнем, пылает и по степи разлива свое світлонько красное. 3. Вон там балочка веселая, в этой хоромі, красны села (Из произведений Леси Украинки).

 

IV. Углубление и расширение знаний о лексико-стилистические синонимы

Материал для учителя. Стилистическая синонимия охватывает экспрессивно-смысловые оттенки повышенного значения - торжественность, уважение, вежливость и пониженного - пренебрежение, презрение, а также функционально-языковые синонимы.

Стилистический эффект нередко достигается путем употребления слов в непрямом значении, на базе чего образуются тропы - метафора, метонимия, синекдоха, оксюморон (зависла мысль, звенящая тишина).

► Выразительно прочитайте предложения. Определите стилистическую роль переносного словоупотребления. Какие тропы встретились в предложениях? Запишите предложения и объясните знаки препинания.

1. Лес поет то грозно, то шелково, Как морская бессмертная глубина - Не равно же там розцвілося слово, Зажглась песня не одна (М. Рыльский). 2. Он Глинку и Лысенко заиграл и Гулака, И улыбнулись люди так гостеприимно (Г. Рыльский). 3. Навзрыд рыдают волны, а морю пишут реки, воды их смеются от солнца и ветров (П. Тычина).

 

V. Закрепление и систематизация усвоенного материала

► Поданных слов подберите функционально-языковые синонимы; укажите стиль. Составьте 3-4 предложения и запишите. Объясните роль синонимов.

Образец. Записывать - фиксировать (науч.)

Союз, остаток, приказ, действие, отпускать (деньги), время, подсчет, певец, выдумка, соединять, произношение, певчий, лицо.

► Поданных слов подберите синонимы-перефрази официально-делового стиля.

Решить, телята, было подписано, нефть, комбайн.

► Прочитайте предложение. Обратите внимание, как М. Коцюбинский работал над словом, в частности, подбирая синонимы (в скобках представлен первый вариант). Объясните целесообразность такой замены. 1. По этой коротенькой прелюдии, выполненной с обеих сторон одинаковым тоном (одним голосом), снялась целая буря голосов. 2. Вечер за вечером просиживали они с Гафійкою в убранной (чистой), словно на Пасху, в доме, в чистой одежде. 3. Между тем рой упоминаний вызвал в памяти давно забытые лица и события, когда-то пережитые чувства (эмоции). 4. Она не мої'ла с уверенностью сказать, был ли это сон, или призрак (галлюцинации). 5. При полной (абсолютной) тишины в воздухе, густой гай легко задержал собранное за день тепло.

► Перепишите предложения. Какие тропы со стилистической целью использованы в них? Составьте схему последнего предложения.

1. Умирает все в жизни, и не умирает слово... С небом разговаривает, с землей шумит (А. Малышко). 2. Думаю, что у сильных духом людей страдания должны перековуватись в мужество. Читаю Лесю Украинку. И как-то глубже понимаю ее, чем понимал до этого времени (С. Будный). 3. Славься же вовеки на селах и в городах Бронзовым сиянием в древнем гербе земледельцев - самых именитых аристократов труда (С. Олейник). 4. На белые озера цвета Лебедем выплыл рассвет, Стряхивает с крыльев росу (Л. Клименко). 5. Где волна в берег бьет звонка, там, где Днепр гремит и несется, уже поставила турбины крепкая рука рабочего (В. Сосюра).

► Пользуясь справкой, к каждому из представленных прилагательных подберите по несколько синонимов и запишите их в виде синонимических групп. Объясните оттенки в их значениях, образуйте с несколькими группами словосочетание.

1. Хороший. 2. Ненадежный. 3. Старый. 4. Гілястий. 5. Печален. 6. Восхитительный. 7. Толстый. 8. Старательный. 9. Озябший.

Справка. Красивый. Широкополая. Давний. Странный. Красивый. Шаткий. Журливий. Чудесный. Хлипкий. Жирный. Смутное. Прекрасный. Дородный. Затосковал. Прежний. Смутное. Древний. Журний. Тщательный. Тучний. Задубевший.

 

VI. Систематизация и обобщение усвоенных знаний, умений и навыков

► Запишите предложение, подобрав синонимы (что стоят в скобках), которые больше всего подходят по смыслу.

1. Все (трудящиеся, работники, труженики) нашей фирмы своєг одновременно подали отчеты. 2. За статью в молодежной газеты я получил (плату, гонорар). 3. Дрофы очень (трусливые, пугливые, пугливые, робкие).

► Перечислите группы лексико-стилистических синонимов.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание (на выбор)

► Письменно докажите (с приведением примеров), что наличие синонимов помогает разнообразить речь, избежать повторов слов, точнее и отчетливее выразить мысли и чувства.

► Творчески используя лексико-стилистические синонимы разных видов, напишите мини-сочинение на свободную тему.