Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Уроки № 52, 53

СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

Тема. Выступление во время дискуссии

 

Цель: ознакомить учащихся с порядком проведение дискуссии, в форме деловой игры поправлять их в проведении, обсуждение определенной проблемы по заранее сформулированными темой, тезисом и вопросами.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию нового материала.

v Беседа.

1) Вспомните известные вам телепередачи, в основу которых положены дискуссию.

2) Какие темы телевизионных дискуссий вам запомнились?

3) Какие тезисы формулировались в процессе дискутирование?

4) Вспомните таких ведущих передач. Чем понравилась (или не понравилась) вам работа этих ведущих?

5) запомнился Ли вам кто-то из дискутантов и чем именно?

6) Чем, по вашему мнению, объясняется популярность теледискусій (ток-шоу)?

7) Вспомните дискуссии, которые возникали у вас на уроках литературы, истории. Относительно каких проблем возникали несогласия?

8) удалось Ли вам в процессе обсуждение объясниться?

9) Что способствовало и что становилось на пути взаимопонимания?

10) считаете Ли вы дискуссии полезными? Почему?

II. Сообщение цели и задач урока.

III. Изучение нового материала.

v Объяснение учителя.

Дискуссия - это публичный спор, целью которой является сопоставление и выяснения разных взглядов на одну проблему, поиск такого общего представления о предмете обсуждения, которое признавалось бы всеми дискутантами.

Предмет обсуждения и является темой дискуссии. Тема дискуссии формулируется в определенное утверждение - тезис. Такой тезис есть исходным пунктом дискуссии.

Каждый из дискутантов, имея определенное представление о предмете обсуждения - тему, утверждает или опровергает уложенную в основу дискуссии тезис. Делать это нужно аргументированно.

Дискутанта высказываются поочередно. Выступления участников дискуссии обязательно должны касаться одной и той же темы, утверждать или опровергать определенное тезис. Важными условиями являются толерантность и корректность дискутантов.

Дискуссия - одна из наиболее важных и интересных форм общения.

v Работа с учебником.

Выполнение упражнения 296.

v Объяснение учителя.

Условия конструктивности любой дискуссии такие:

тема, предложенная для обсуждения, должна быть актуальной и социально важной;

участники дискуссии должны быть заинтересованы темой обсуждения;

потенциальные дискутанта должны быть подготовленными, компетентными относительно обсуждаемых вопросов.

Конструктивность дискуссии во многом зависит и от ее руководителя - его подготовленности, контактности, тактичности.

Тема дискуссии объявляется заранее: ее участники должны иметь время для обдумывания проблемы, сопоставления и анализа различных на нее взглядов, определения собственной позиции. Полезно предложить будущим дискутантов соответствующую литературу, подсказать, с кем они смогут проконсультироваться.

Согласно темы и тезисы дискуссии формулируются вопросы, которые будут выноситься на обсуждение. С вопросами будущих дискутантов также следует ознакомить заранее. Формулировка каждого вопроса имеет предусмотреть высказывания различных, а то и противоположных взглядов на затронутую проблему. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно. Они должны побудить аудиторию к активному обмену мнениями.

Дискуссия начинается вступительным словом руководителя, в котором он обосновывает выбор темы дискуссии, определяет цель и задача участников, представляет гостей - специалистов из проблемы (если их пригласили). Хорошо, если в процессе обсуждения будет использована наглядность: диаграммы, плакаты, схемы.

После вступительного слова руководитель дискуссии предлагает выступить специально приглашенных лиц (специалистов) или же кого-то из аудитории. После этого он обращается к дискутантов с вопросами. Иногда задает уточняющие, наводящие, дополнительные вопросы, тактично останавливает участников дискуссии, если их ответы выходят за рамки обсуждаемой проблемы. Время комментирует услышанное, однако не навязывает своих мыслей и не перебивает того, кто говорит.

Иногда с целью оживления обсуждение руководитель умышленно создает ситуацию затруднения»: ссылается на пример из жизни, в трактовке которого есть определенное противоречие. Это побуждает дискутантов высказать противоположные взгляды относительно оценки такого примера. Если участник дискуссии не аргументирует своих оценок, руководитель тактично указывает ему на это.

После того как обсуждение вопроса исчерпан, руководитель подводит итоги и только после этого переходит к обсуждение следующего вопроса. В конце дискуссии делаются общие выводы.

За культурой общения также имеет следить прежде всего руководитель дискуссии.

IV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Проведение дискуссии.

Подготовиться к дискуссии на сформулированную ниже тему. Обдумать предложенные к тезису вопрос, при необходимости добавив вопросы, сформулированные самостоятельно. Выбрав руководителя дискуссии, провести деловую игру-дискуссию. В конце дискуссии обязательно подвести итоги.

Тема. Лишение выпускников-медалистов льгот при поступлении в вузы.

Тезис. Льготы для медалистов необходимо восстановить.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Всегда золотая (серебряная) медаль подтверждает высочайший уровень знаний награжденного ею выпускника средней школы? Что в таком случае является критерием для награждения выпускника медалью?

2. Что есть медаль: заверение лояльности до школьного руководства, благодарность за помощь (в основном материальной) родителей ученика школе, награда за исключительную исполнительность и ответственность, средство поощрение на будущее?

3. Или одинаковый уровень знаний обеспечивается различными школами (специализированными и общеобразовательными, городскими и сельскими)? Кто в таком случае награждается медалью - лучший выпускник (суперучень) или лучший среди худших?

4. Какое значение имеет сегодня золота (серебряная) медаль: моральное или меркантильное? Какова ее функция?

5. Почему, по вашему мнению, большинство вузов не соглашается сейчас предоставлять льготы медалистам при поступлении?

6. Что, по вашему мнению, может стать основанием для предоставления определенных льгот при поступлении в вуз? Правомерно ли вообще говорить о льготах при поступлении? Какими должны быть такие льготы?

 

КАК ПОДВЕСТИ ИТОГИ ДИСКУССИИ

1. Кратко сформулировать суть позиций, что высказывались в процессе обсуждения.

2. Подчеркнуть обоснованность определенных позиций, неубедительность других.

3. Обратить внимание на точность формулировка дискутантами тезисов и четкость и убедительность их аргументов.

4. Обратить внимание на уместность стиля высказываний (лучше всего - публицистического с элементами ораторского). Отметить культуру речи участников дискуссии.

5. Отметить толерантность1 дискутантов.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задачи.

Упражнение 298.

_______________________________________________________________________

1 Толерантность - терпимость к чужим взглядам, убеждениям, верованиям.