БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 45
Тема. Тире в бессоюзном сложном предложении
Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном предложении; научить расставлять знаки препинания, правильно использовать тире в данных конструкциях; соблюдать правильную интонацию; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Добро добром отплатишь — молодец.
На зло добром ответишь — ты мудрец.
Пословица
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают выписанные дома предложения.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?
4) Когда ставится запятая в бессоюзном сложном предложении?
5) Когда ставится точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
6) Когда ставится двоеточие в бессоюзных сложных предложениях?
3. Лингвистическое наблюдение.
• Прочитайте бессоюзные предложения. Какое из них близко по значению сложносочиненному с противительным союзом, а какое — сложноподчиненному с условным и следственными союзами?
1) Пусть жизнь твоя не на виду — какое счастье жить и знать, что не на ветер дни твои идут.
2) Скажешь слово — слово держи, встретишь друга — крепко дружи.
3) Замела метель дорожки — пробираться не легко.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих основных случаях.
1) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.
(Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил.)
2) Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении.
Назвался груздем — полезай в кузов.
(Если назвался груздем, полезай в кузов.)
3) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении.
Солнце дымное встает — будет день горячий.
(Солнце дымное встает, так что будет день горячий.)
4) Во втором предложении — быстрая смена событий.
Давно ль пылила вьюга — вновь яблони в цвету.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Лингвистическое моделирование.
• Составьте из двух простых предложений сначала союзные (сложносочиненные с противительным союзом или сложноподчиненные с союзами если или так что), а потом бессоюзные конструкции; расставьте знаки препинания. Прочитайте и те и другие, соблюдая правильную интонацию.
1) Дрова все вышли. Топить нечем.
2) В кино хотел сходить. Времени не оказалось.
3) Придешь поздно. Никого не будет дома.
• Запишите предложения, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания.
1) Когда дождь кончился, мы вышли на улицу.
2) За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.
3) Шофер нажал на тормоз, но машина не остановилась.
4) Если скажешь слово, то добавят десять.
3. Анализ языковых явлений.
• Прочитайте пословицы, раскройте их смысл. Какая тема объединяет идиомы? Подчеркните грамматические основы; объясните знаки препинания; выполните синтаксический разбор второго предложения.
1) Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.
2) Меньше говоришь — больше слышишь.
3) Меньше говори — больше знать будешь.
4) Хочешь здоровья — не ешь много; хочешь почета — не говори много.
5) Глупый болтает — умный думает.
6) Забудешь родной язык — забудешь родную мать.
7) Дождь льется — трава зеленеет, слова льются — мысль мутнеет.
4. Лингвистическое исследование.
• Прочитайте предложения; определите тип предложений; объясните постановку тире.
1) Подошел к спуску. Остановился — на мосту ни души.
2) Самое дорогое у человека — это жизнь.
3) Отвернул кран Павка — вода не шла.
4) В моей изнуряющей работе самое радостное — это выздоровление больных.
5) Рванул ветер — ель стряхнула с себя шапки снега.
6) Будет мир — наступит тишина.
7) В одной руке она держала сумку, в другой — лист бумаги и карандаш.
5. Объяснительный диктант (возможна взаимопроверка работ).
• Запишите предложения, расставляя знаки препинания; объясните их постановку.
На декабрь приходится немало народных примет не только о характере наступающей зимы, но и о будущем урожае. В народе считают, что снега полезны для урожая. «Много снега — много хлеба». «Много воды — много травы». Если теплая, сырая погода в декабре — значит, зима будет протяжная, весна — поздняя. «Пройдет декабрь с пасмурным небом — жди урожая, а с ясным — голодного года».
В любую погоду рыболовы-любители располагаются поудобнее у проруби по рекам и озерам. Кажется, трудно усидеть целый день на холодном ветру с удочкой в руках. Но вот начинает нырять поплавок. Умелый рывок — на тонкой леске трепещет красноперый окунь. Не успеет отойти рыболов от лунки — серая ворона тут как тут.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?
4) Когда ставится тире в бессоюзном сложном предложении?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Написать сочинение-миниатюру (6-8 предложений) с использованием бессоюзных предложений на тему «Случай из жизни».
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.