РОДНОЙ КРАЙ
УРОК 47 Какие культурные растения выращивают в родном крае?
Тема. Какие культурные растения выращивают в родном крае?
Цель: ознакомить с культурными растениями родного края, учить называть их; развивать умение выделять главное в учебном материале; воспитывать уважение к хлебу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Рассмотрите рисунки (огурец, подсолнух, вишня, смородина).
- Чем похожи все эти растения? (их посадила и вырастила человек.)
- Сегодня на уроке вы узнаете, какие условия нужны для выращивания культурных растений.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 1 06-10 7)
- Вспомните: какие условия необходимы для выращивания растений?
- Рассмотрите фото на стр. 106 вверху.
- Какие растения растут в вашем крае?
- Знаете ли вы, какие растения выращивают на полях, на огородах, в садах вашей местности? Воспользуйтесь справочным бюро в учебнике.
- Подумайте: всем культурным растениям требуется одинаковое количество солнечного света и тепла, а также воды?
- Рассмотрите фото на стр. 106 внизу.
- Что на них изображено?
- Из чего изготавливают хлеб?
- Знаете ли вы, какие зерновые растения выращивают на полях в вашей местности?
- Знаете ли вы, какие еще блюда готовят из пшеницы?
- Как вы относитесь к хлебу?
- Пшеницу и рожь, из которых изготавливают хлеб, выращивают во всех уголках Украины. Хлеб - символ жизни. А пышный каравай - это признак гостеприимства, согласия и дружбы.
- Рассмотрите фото на стр. 107.
- Что выращивают в вашем крае?
- Что выращивают на Полесье?
- Что выращивают в Центральной Украине?
- Что выращивают на Закарпатье?
- Что выращивают в степной Украине?
- Что выращивают в Крыму?
- По каким признакам вы узнали кукурузу?
- Какие плодово-ягодные растения выращивают в садах вашей местности?
Задачи для друга природы родного края
- Расскажите, как пшеничное зерно превратилось в хлеб у вас на столе.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа в парах. Игра «Найди пару»
- До каждого слова первого столбика подберите пару из второго столбика и соедините стрелкой. Объясните свой выбор.
лук лен
груша рожь
пшеница картофель
хлопок слива
пион нарцисс
- Где люди могут выращивать все эти культурные растения? (В саду, в огороде, в поле)
- Какую первую пару вы нашли? (Лук - картофель)
- Что это? Где их выращивают? Как называются эти растения? Приведите свои примеры овощных растений.
- Вторая пара: груша - слива.
- А это что? Где они растут? Как называются эти растения? Приведите свои примеры плодово-ягодных растений.
- Третья пара: пшеница - рожь.
- Где выращивают эти растения?
- Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Как они называются?
- Четвертая пара: хлопок - лен.
- Кто знает, что это за растения?
- И последняя, пятая пара: пион - нарцисс.
- Что это? Для чего их выращивают?
2. Игра «Нужно - не нужно»
Учитель говорит: «Я хочу посадить овощи на огороде. Картошка нужна?». Дети отвечают: «Нужна». Учитель называет овощные и фруктовые растения. Когда закончили «высаживать» овощи на огороде, игра продолжается - «сажают» фрукты (ягоды) в саду. Учитель во время называние фруктов называет также овощи. Побеждает ученик, который ни разу не допустил ошибок.
V. Итог урока
- Какие растения называют культурными? Приведите примеры культурных растений.
- Для чего человек выращивает?
- Что выращивают в вашем крае?