РОДНОЙ КРАЙ
Урок 47
Тема. Охрана водоемов
Цель: изучить правила поведения возле водоемов; развивать мышление, внимание; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Назовите лишнее слово: океан, море, река, сад, пруд, источник.
- Каким названием можно объединить остальных слов?
- Сегодня на уроке мы выясним, почему нужно охранять водоемы.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя о колодец
- Отгадайте загадки.
• В провале глубоко сверкает глаз. (Колодец)
• Утка в море, а хвост на дворе. (Ведро в колодце)
- Все воды, находящиеся под поверхностью земли, называют подземными. Под землей вода очищается и фильтруется, уже чистой попадает на поверхность.
Место, где выходит вода, называется источником.
Источники можно увидеть вдоль оврагов, на склонах возвышенности и бугров. Там, где они есть, водоемы всегда пополняются чистой водой. Иногда на поверхность земли выходит вода, в которой растворены соли и газы. Такую воду называют минеральной, и она имеет лечебные свойства. Таких источников очень много в Карпатах.
- А приходилось ли вам пить родниковую воду?
- Как вы считаете, чистая вода в источниках? (Чистейшая и вкусная вода - родниковая. Посмотрите, как склоняются над источниками травы и цветы, кустарники и деревья. Они оберегают его от засухи, защищают от пылевых бурь.)
Родничок, колодец,
Чистая водичка,
Мы тебя нап'ємось,
Силы наберемся!
- Колодец, источник - то святое место, с него начинается жизнь. Это место всегда оберегают, расчищают, чтобы оно не заилилось, не осунулось, а детям приговаривают: «Не плюй в колодец, ибо придется водицы напиться!».
Колодец - это народный символ Украины. О ней сложено много легенд, пословиц, загадок, песен, поверий.
• В доброй кринице тропа утоптана.
• Из глубокого колодца холодная вода.
• Колодец - и и усыхает.
• Не брудни колодца, потому что захочешь водицы.
• Не плюй в колодец, ибо с ней еще будешь пить водицу.
• Не знаем цены водице, пока не высохла колодец.
• Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться.
- Вот одна из легенд о колодец. «Напали на нашу землю враги, сожгли село, отравили колодцы. Осталась только одна старенькая хата. В ней жили мама и двое детей. Не знали они, что вода отравлена. Вышла из дома девочка Катя. Она была хороша собой, имела длинные волосы, а на шее носила красное ожерелье. Напилась водицы - и превратилась в куст калины с красными гроздьями. Вышел из дома мальчик Ваня в сером полотняном одежде, выпил воды - и превратился в журавля. Вышла из дома мать. Увидела, какое бедствие случилось с детьми, - замерла с горя поседела и превратилась в серебристую иву. С того времени у колодца стоит серебристая ива - мать у своей дочери-калины и сыночка-журавлика».
2. Рассказ учителя о реке
Синяя лента блестит,
Что-то тихонько шумит
И бежит себе, бежит,
Не остановится ни на миг. (Река)
- Много воды после дождя и таяния снега впитывается в землю. Капельки воды опускаются все глубже и глубже, пока не встретятся под землей с плотной глиной. Через слой глины вода не может выйти на поверхность. Вода будет собираться все больше и больше. Она будет двигаться по слою глины. Где-нибудь, в обрыве крутого яра, вода выйдет на поверхность земли и потечет небольшим ручейком. В него будут вливаться другие ручейки. Он будет становиться все больше и в результате образуется река.
Если люди бережно не относиться к рек и озер, то вполне возможно, что случиться вот такая ситуация.
На берегу обмелевшей реки сидят трое рыбаков. Засмикався поплавок у одного рыбака, он дернул удочку и выловил старый башмак. Вот так!
Засмикався поплавок у второго рыбака. Выловил он коробку из-под сока. Вот это да!
Третий рыбак выловил маленькую рыбку, решил ее отпустить. Но рыбка сказала человеческим голосом: «Не отпускай меня в реку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой! Силенок больше нет жить в реке!»
- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода - ее родной дом.
- Какие средства охраны водоемов вы можете предложить?
- Только от нас, от наших действий зависит то, какими увидят эти прекрасные реки и озера будущие поколения.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Составление правил поведения у водоемов
- Сколько рек в нашем крае?
- На каких реках бывали вы?
- Понравились вам фотографии наших рек?
- Что вы чувствовали, когда смотрели эти фотографии? Почему?
- Какая экологическая проблема возникает с нашими водоемами? (Они зарастают и забиваются.)
- Как мы можем спасти и сохранить водоемы?
- Предлагаю вместе составить памятку «Как правильно вести себя у водоемов?»
Правила поведения у водоемов
1) Не бросай мусор в воду.
2) Не оставляй мусор на берегу.
3) Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
- Помните, что зимой пруды покрываются льдом. Не играйте на неокрепшем льду. Будьте осторожны!
- Помните, что значение водоемов очень велико. Без воды не могут существовать ни человек, ни растения, ни животные.
2. Упражнение «Микрофон»
- Если мы все бережно относиться к водоемам, то...
V. Итог урока
- Когда вы видите замусоренный источник (реку), которые у вас возникают чувства?
- Как загрязняют воды?
- Какие правила нужно соблюдать, находясь возле водоемов?
- Михаил Пришвин сказал: «Охранять природу значит охранять свою Родину». И мы должны любить свой край, свою Родину, беречь и охранять ее.