Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 47

Тема. Охрана водоемов

 

Цель: изучить правила поведения возле водоемов; развивать мышление, внимание; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Назовите лишнее слово: океан, море, река, сад, пруд, источник.

- Каким названием можно объединить остальных слов?

- Сегодня на уроке мы выясним, почему нужно охранять водоемы.

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о колодец

- Отгадайте загадки.

• В провале глубоко сверкает глаз. (Колодец)

• Утка в море, а хвост на дворе. (Ведро в колодце)

- Все воды, находящиеся под поверхностью земли, называют подземными. Под землей вода очищается и фильтруется, уже чистой попадает на поверхность.

Место, где выходит вода, называется источником.

Источники можно увидеть вдоль оврагов, на склонах возвышенности и бугров. Там, где они есть, водоемы всегда пополняются чистой водой. Иногда на поверхность земли выходит вода, в которой растворены соли и газы. Такую воду называют минеральной, и она имеет лечебные свойства. Таких источников очень много в Карпатах.

- А приходилось ли вам пить родниковую воду?

- Как вы считаете, чистая вода в источниках? (Чистейшая и вкусная вода - родниковая. Посмотрите, как склоняются над источниками травы и цветы, кустарники и деревья. Они оберегают его от засухи, защищают от пылевых бурь.)

Родничок, колодец,

Чистая водичка,

Мы тебя нап'ємось,

Силы наберемся!

- Колодец, источник - то святое место, с него начинается жизнь. Это место всегда оберегают, расчищают, чтобы оно не заилилось, не осунулось, а детям приговаривают: «Не плюй в колодец, ибо придется водицы напиться!».

Колодец - это народный символ Украины. О ней сложено много легенд, пословиц, загадок, песен, поверий.

• В доброй кринице тропа утоптана.

• Из глубокого колодца холодная вода.

• Колодец - и и усыхает.

• Не брудни колодца, потому что захочешь водицы.

• Не плюй в колодец, ибо с ней еще будешь пить водицу.

• Не знаем цены водице, пока не высохла колодец.

• Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться.

- Вот одна из легенд о колодец. «Напали на нашу землю враги, сожгли село, отравили колодцы. Осталась только одна старенькая хата. В ней жили мама и двое детей. Не знали они, что вода отравлена. Вышла из дома девочка Катя. Она была хороша собой, имела длинные волосы, а на шее носила красное ожерелье. Напилась водицы - и превратилась в куст калины с красными гроздьями. Вышел из дома мальчик Ваня в сером полотняном одежде, выпил воды - и превратился в журавля. Вышла из дома мать. Увидела, какое бедствие случилось с детьми, - замерла с горя поседела и превратилась в серебристую иву. С того времени у колодца стоит серебристая ива - мать у своей дочери-калины и сыночка-журавлика».

2. Рассказ учителя о реке

Синяя лента блестит,

Что-то тихонько шумит

И бежит себе, бежит,

Не остановится ни на миг. (Река)

- Много воды после дождя и таяния снега впитывается в землю. Капельки воды опускаются все глубже и глубже, пока не встретятся под землей с плотной глиной. Через слой глины вода не может выйти на поверхность. Вода будет собираться все больше и больше. Она будет двигаться по слою глины. Где-нибудь, в обрыве крутого яра, вода выйдет на поверхность земли и потечет небольшим ручейком. В него будут вливаться другие ручейки. Он будет становиться все больше и в результате образуется река.

Если люди бережно не относиться к рек и озер, то вполне возможно, что случиться вот такая ситуация.

На берегу обмелевшей реки сидят трое рыбаков. Засмикався поплавок у одного рыбака, он дернул удочку и выловил старый башмак. Вот так!

Засмикався поплавок у второго рыбака. Выловил он коробку из-под сока. Вот это да!

Третий рыбак выловил маленькую рыбку, решил ее отпустить. Но рыбка сказала человеческим голосом: «Не отпускай меня в реку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой! Силенок больше нет жить в реке!»

- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода - ее родной дом.

- Какие средства охраны водоемов вы можете предложить?

- Только от нас, от наших действий зависит то, какими увидят эти прекрасные реки и озера будущие поколения.

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Составление правил поведения у водоемов

- Сколько рек в нашем крае?

- На каких реках бывали вы?

- Понравились вам фотографии наших рек?

- Что вы чувствовали, когда смотрели эти фотографии? Почему?

- Какая экологическая проблема возникает с нашими водоемами? (Они зарастают и забиваются.)

- Как мы можем спасти и сохранить водоемы?

- Предлагаю вместе составить памятку «Как правильно вести себя у водоемов?»

Правила поведения у водоемов

1) Не бросай мусор в воду.

2) Не оставляй мусор на берегу.

3) Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

- Помните, что зимой пруды покрываются льдом. Не играйте на неокрепшем льду. Будьте осторожны!

- Помните, что значение водоемов очень велико. Без воды не могут существовать ни человек, ни растения, ни животные.

2. Упражнение «Микрофон»

- Если мы все бережно относиться к водоемам, то...

 

V. Итог урока

- Когда вы видите замусоренный источник (реку), которые у вас возникают чувства?

- Как загрязняют воды?

- Какие правила нужно соблюдать, находясь возле водоемов?

- Михаил Пришвин сказал: «Охранять природу значит охранять свою Родину». И мы должны любить свой край, свою Родину, беречь и охранять ее.