РОДНОЙ КРАЙ
Урок 46
Тема. Водоемы родного края
Цель: дать учащимся понятие о водоемах родного края; учить называть их; выяснить значение водоемов родного края; формировать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Найдите лишнее слово.
Река, гора, океан, озеро, ручей, море, пруд.
- Каким названием можно объединить остальных слов?
- Тема нашего урока - «Водоемы родного края».
- Что относится к водоемам?
Из этих водоемов нет в нашем крае?
- Какая из этих водоемов маленькая, а какая самая большая?
III. Изучение нового материала
1. Рассказ о водоемах родного края
- Какие водоемы есть в нашем крае, вы узнаете, если відгадаєте загадки.
• Дзюркочу среди леса я,
Холодное, гомінке.
Еще издалека по песенке
Узнаете меня. (Источник)
• Среди села
Стоит бочка немалая. (Колодец)
• Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
• Стоит корыто,
Полное налито. (Ставок)
• Без ног, а бежит,
Без рук, а рукава имеет. (Река)
- Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реки. С малых речушек образуются большие реки. Они впитывают в себя подземные воды и осадки.
- Чем питаются реки?
- Почему они не переполняются и не заливают сушу?
- Какие реки нашего края вы знаете?
- Какие озера нашего края вам известны?
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Рассказ учителя о значении водоемов родного края
- Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы? Водоем - это место отдыха людей.
Водоем - это дом для растений и животных.
Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.
Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.
По воде перевозят грузы.
Воду для работы берут заводы и фабрики.
2. Игра «Расшифруй!»
- Названия растений и животных водоемов спрятались. Найдите их и обведите.
Ю |
Г |
А |
К |
П |
Д |
Б |
И |
К |
Л |
А |
Т |
А |
Т |
Т |
Я |
В |
Ч |
Е |
Г |
Е |
Т |
Е |
В |
В |
Д |
В |
М |
И |
Г |
К |
А |
Б |
А |
Г |
Г |
В |
Г |
И |
С |
Г |
Г |
Г |
Е |
Же |
А |
Б |
А |
Г |
И |
Б |
А |
Же |
Г |
Я |
С |
К |
А |
Ц |
Е |
Ш |
С |
Й |
В |
3. Игра «Отгадай»
- Отгадайте, о какой водоем написала девочка.
Далеко внизу, окруженное вековыми елями, сверкает оно, круглое, словно чаша. Оно необычное не только формой, но более всего цветом воды. Зеленовато-голубая она действительно напоминает собой цвет морской волны. Воздух, пропитанный ароматом, настолько чистое, что, кажется, им невозможно надышаться. (Озеро)
4. Чтение памятки
Помните! Водоем - это не просто вода. Это дом, в котором обитают различные необычные істоти. им необходим дом, и они ему нужны.
Следует оберегать водоемы от загрязнения, строить очистные сооружения, сажать на берегах водоемов дерева, что будут укреплять берега; расчищать источники; изготавливать и размещать на берегах водоемов запрещающие знаки, разъяснительные надписи.
5. Выполнение рисунка
- Нарисуйте запрещающие знаки относительно поведения возле водоемов.
6. Игра «Да или нет»
- Верно ли утверждение, что наш край - это край озер и рек?
- В нашем крае есть реки, которые не замерзают?
- Водоемы нуждаются в охране?
- Чистая вода необходима только человеку?
- Водоем скрывает опасность?
- Люди причиняют много вреда водоемам и их обитателям?
V. Итог урока
- Что относится к водоемам?
- Какие водоемы есть в нашем крае?
- Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы?