Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 48

Тема. Экскурсия к водоему (в лес). Правила поведения вблизи водоема (в лесу)

 

Цель: систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут разные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушке, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателей леса (в лесу живут звери - белка, еж, лиса и др.; птицы - дятел, кукушка, синица; насекомые - муравьи, жуки, бабочки и др.; можно увидеть ящериц; во влажных местах - лягушек; на полянах и в гуще растут разные травы; люди заботятся о лесе - охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Когда учитель с детьми приближаются к лесу, он предлагает рассмотреть опушку, а также вспомнить, как называется «край леса», его «начало». Предлагает сравнить опушки леса с лугами (высокие деревья и кусты стоят плотно, они значительно выше, чем растения лугов). Пересекая опушку, следует осмотреться и сравнить лес и луг. («Где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?»)

Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли попасть в чащу леса, на поляну.

Во время экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кусты, травы, грибы, сравнивают и выясняют, что в гуще и на поляне растут разные травы. Среди трав, что растут на поляне, есть те, что растут на лугах.

Учитель уточняет, дети видели их в лесу, почему эти травы растут в лесу, на лугах.

Подойдя к «кузницы» дятла или «столовой» белки, предлагает рассмотреть шишки, лежащие под деревом, определить, кто из них достал семена: белка или дятел. Дети вспоминают, какие птицы живут в лесу, где их еще встречали. Во время экскурсии, если слышно птичьи голоса, следует научить детей различать голоса 2-3 птиц.

После осмотра муравейника (если он повторный) выясняют, увеличилось «город», появились новые дороги, куда они ведут. Учитель обязательно напоминает детям о том, какую пользу приносят муравьи.

Пересекая просеку или проходя ее, расчищенными местами леса, обращает внимание на то, как люди заботятся о лесе. На участке молодых посадок деревья заметно подросли. Напоминает детям о необходимости беречь лес.

Во время экскурсии уместно использовать загадки о животных и растениях леса.

• Весной веселит, летом холодит,

Осенью кормит, а зимой греет. (Лес)

 

• Хозяин лесной

Весной просыпается,

А зимой засыпает

В избушке снеговой. (Медведь)

 

• Хожу в пушистый шубе,

Орешки все грызу.

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе. (Белка)

 

• Лежат между елками

Подушка с иголками.

Тихонько лежала,

Вдруг сбежала! (Еж)

 

• Хищный зверь с темным мехом в белую полоску, впадает на зиму в спячку. (Енот)

 

• Пришла кума за хвостом-веником

На беседу с нашим петушком. (Лиса)

 

• Животное рогатый, а рогов много. (Олень)

 

• В лесу у пня - беготня и суета,

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

 

• Я - цветок хорошенькая,

На солнышко похожа,

Лепесточки белые,

Серединка желтенькая. (Ромашка)

 

• Из зеленой рубашки,

Что зіткав весной май,

Белые смотрят колокольчики,

Как зовут меня, угадай? (Ландыш)

 

• Заблудилась в ивняке,

Дни и ночи роняет слезы. (Верба)

 

• Стоят белые столбы, на них зеленые шляпы. (Береза)

 

• Живет один отец, тысячи сыновей имеет,

Всем шапки производит, а осенью сбрасывает. (Дуб)

Можно провести игру «Мы пришли в лес».

Учитель предлагает учащимся вытянуть карточки, на которых написаны разные лесные ситуации, а затем в парах (группах) придумать, как они поступят в определенном случае.

Ориентировочные ситуации

1) На лесной поляне вы встретили медвежонка.

2) В траве вы увидели зайчонка, у которого ранена лапка.

3) На обочине лесной тропинки вы увидели птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.

4) Вы услышали в кустах необычный шум.

5) В лесу вспыхнул пожар.

Во время экскурсии целесообразно вспомнить правила поведения в лесу.

1) В лесу не шуми, потому что это дом, в котором живут лесные жители.

2) Не ломай ветви деревьев, кустов, не оббивай с них листья, цвет.

3) Не рви цветы на лугу, в поле, в лесу.

4) Не обрывай паутину на деревьях, не убивай пауков.

5) Не лови бабочек, стрекоз, других насекомых.

6) Не трогай муравейники.

7) Не бей лягушек, не убивай змей.

8) Не пытайся ловить диких животных и их детенышей.

9) Не разводи костер.

10) Не бросай мусор.