ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0
Урок 46. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА». СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ ЗАДАЧИ (УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ).
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО РИСУНКУ, ПО РОВНОСТИ, ЗА РЕШЕНИЕМ
Цель: ввести термины, связанные с понятием «задача»; обучать учащихся составлять задачи по рисунку, за равенством, за решением; развивать мышление, вычислительные навыки, внимание, умение ставить вопросы и находить на них ответы; воспитывать у учащихся познавательный интерес.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Разминка
- Сколько хвостиков у 4 щенят?
- Назовите второй день недели.
- Сколько месяцев длится лето?
- Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?
- Чего больше на лугу: цветов или ромашек?
- Что общего у снега и одеяла?
2. Стихотворные задачи
• Три веселые кошки
Игрались на траве.
Вдруг одна спряталась.
Сколько кошек осталось?
• Две белочки орешки по
Шли с козубком пешком.
Три - вверху себе скакали.
И подружек обскакали.
Как думаете, в скольких
Будет полный козубок?
• Четыре груши Ваня имел,
Еще четыре братик дал.
На дворе Ваня сел,
Восемь груш сразу съел.
И подумал - не мало?
Сколько груш еще осталось?
3. Работа с числовым веером
- Покажите «соседей» чисел 5; 7; 9; 6; 2.
4. Игра «Секретик»
Учитель показывает выражение на карточке, дети вычисляют его значение мысленно. Кто первым решил - подбегает к учителю, шепчет «по секрету» на ухо ответ. Если ответ правильный, стоит рядом с учителем и принимает ответы других учащихся. Если ответ неправильный, возвращается на место и продолжает вычисления.
5 + 4 - 3 + 1 = ? (7)
10 - 5 + 2 - 4 = ? (3)
8 - 4 - 3 + 7 = ? (8)
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (с. 53)
Задача 1
- Сколько котят лежало в корзине? Сколько котят игралось неподалеку? Сколько всего котят? Составим задачу по рисунку.
- В корзине лежали трое котят. Неподалеку игралось еще двое. Сколько всего котят?
- В корзине лежали трое котят. Неподалеку игралось еще двое. - это условие задачи. Сколько всего котят? - это вопрос задачи. 3 + 2 = 5 (к.) - это решение задачи. Ответ: 5 котят.
- Рассмотрим решение задачи. Какое было число? Которое стало? Больше или меньше стало?
- Если предметы объединяют (присоединяют), то выполняется действие сложения и получают большее число.
Задание 2
- Сколько конфет лежало в вазе? Сколько мама еще положила? Сколько стало конфет в вазе?
- Рассмотрите схему. Что означают числа? (Это части.) Что означает скобка? (Целое)
Решения записывают так: 6 + 3 = 9 (ц.)
Ответ: 9 конфет.
Задание 3
- Кого пригласила Алиса на бал? Сколько она пригласила принцесс? А принцев? Сколько гостей пригласила Алиса?
Задание 4
- Составьте задачу по равенством. Развяжите ее. Расскажите условие, вопрос, решение, ответ.
Задание 5
- Составьте задачу с решением. Развяжите ее. Расскажите условие, вопрос, решение, ответ.
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (см. Приложение к уроку)
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Какие части задачи вы знаете?
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 46
1. Составление и решение задач по предметным рисункам
- Посмотрите на рисунок. Составьте условие задачи.
(На поляне росло 3 мухомора и 2 боровика.) Сформулируйте вопрос задачи. (Сколько всего грибов росло на поляне?)
- Каким действием решим задачу? (Добавлением)
- Назовите решение задачи. (3 + 2 = 5)
- Назовите ответ. (Всего 5 грибов.)
- Запишите решение в тетрадь.
2. Распознавание на слух частей задачи
- Сейчас я буду читать отрывок из задачи. Вы должны выяснить, что это: условие, вопрос, решение и ответ и поднять нужную фишку.
- Покажите фишку «УСЛОВИЕ». Покажите фишку «ВОПРОС». Покажите фишку «РЕШЕНИЯ». Покажите фишку «ОТВЕТ».
• Сколько всего шишек у Вовы и Антона? (3)
• К 4 прибавить 2 получится 6. (Г)
• У Вовы 4 шишки. У Антона 2 шишки. (В)
• Всего 6 шишек. (В)
- Расскажите задачу полностью (с опорой на схему).
Условие вопрос решение ответ.
Условие: У Вовы 4 шишки. У Антона 2 шишки.
Вопрос: Сколько всего шишек в Антона и Вовы?
Решение: к 4 прибавить 2 получится 6.
Ответ: всего 6 шишек.