|
Подставив в эту схему иррациональное число и обобщив изученный материал, приходим к выводу, что после ознакомления с видами и способами преобразований выражений, содержащих квадратный корень, следует перейти к изучению всех видов уравнений (кроме изученных ранее уравнений х2 = а и , решение которых связано с изученными свойствами иррациональных выражений. Таким образом формулируется основная цель урока.
IV. Актуализация опорных знаний и умений @ С целью успешного восприятия учащимися учебного материала урока следует активизировать такие знания и умения: понятие многочлена стандартного вида и его коэффициентов; выполнение арифметических действий с многочленами, выполнения равносильных преобразований уравнений, выполнение арифметических действий с действительными числами.
Выполнение устных упражнений 1. Представьте в виде многочлена выражение: (х - 2)(2 + х); (х - 3)2; (у3 - у)∙в; (у - 1)(у + 2). 2. Или равносильны уравнения: а) 3х - 2 = х + 3 2х - 5 = 0; б) 5х - 1 = 3х - х2 и х2 + 2х - 1 = 0; в) 0,5 х - 3 = 0 и х - 6 = 0; г) 5х2 - 10х + 25 = 0 х2 - 2х + 5 = 0? Обоснуйте ответы. 3. Решите уравнение: а) у - 7 = 0; б) х + 0,5 = 0; в) 8х = 0; г) 2х - = 0; д) в + = 0; е) а(а - 1) = 0; ж) ; з) х2 - 4 = 0; ы) 2х2 + 8 = 0; е) х2 - 3 = 0.
V. Усвоение знаний План изучения нового материала 1. Определение квадратного уравнения. Коэффициенты квадратного уравнения. 2. Сводное квадратное уравнение. 3. Неполное квадратное уравнение. Виды неполных квадратных уравнений.
@ Формулируя определение квадратного уравнения (как уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0), чтобы предупредить ошибки в определении коэффициентов квадратного уравнения, важно указать учащимся на тот факт, что: · знаки «+» в записи левой части уравнения только показывают, что левая часть уравнения является многочленом (то есть суммой одночлен). Поэтому коэффициенты квадратного уравнения определяются так же, как и коэффициенты многочлена стандартного вида (желательно восстановить в памяти учащихся эти знания при решении соответствующих устных упражнений на этапе актуализации знаний); · все коэффициенты квадратного уравнения (кроме а) могут приобретать любых действительных значений (в том числе могут быть нулем). Поэтому, чтобы ученики не имели проблем, воспринимая понятие неполного квадратного уравнения, в начале знакомства с понятием квадратного уравнения следует предложить достаточное количество примеров квадратных уравнений, коэффициенты которых приобретают различные по знаку и видом значений. Для понимания определений видов квадратных уравнений важно, чтобы ученики усвоили названия коэффициентов квадратного уравнения. Этому будет способствовать многократное повторение материала при выполнении устных и письменных упражнений. Представление о видах квадратных уравнений формируется по традиционной схеме. Эти виды выделяются во время рассмотрения особых случаев коэффициентов квадратного уравнения.
VI. Формирование умений Выполнение устных упражнений 1. Укажите среди представленных уравнений квадратные: а) 5х - 2 = 0; б) х2 - х + 1 = 0; в) ; г) ; д) х3 - х = 0; е) 5х2 + х = 0. Для квадратных уравнений назовите значения их коэффициентов. 2. Среди уравнений выберите: 3х2 - 2х + 7 = 0; х2 - 9 = 0; 2х2 + 7 - 5х2 = 0; 6х2 = 0; 3 - х2 = 0. а) сводные; б) неполные квадратные уравнения. 3. Запишите уравнение в виде ах2 + bх + с = 0 (если это возможно): -5 - 2х + х12 = 0; х2 - 3 = 0; 5х - х2 = 0.
Выполнение письменных упражнений Для реализации дидактической цели урока следует выполнить задание такого содержания: 1. Нахождение коэффициентов квадратной уравнения. 1) Заполните таблицу:
2) Укажите в квадратном уравнении его коэффициенты: а) 5х2 - 9х + 4 = 0; б) х2 + 3х - 10 = 0; в) -х2 - 8х + 1 = 0; г) -4х2 + 5х = 0; д) 6х2 - 30 = 0; есть) 9х2 = 0. 2. Запись квадратного уравнения с заданными коэффициентами. Запишите квадратное уравнение, коэффициенты которого равны: а) а = 2; b = -3; с = 1; б) а = 3; b = 0; с = -7; в) а = -1; b = 4; с = 5; г) а = - 6; b = -2,4; с = ; д) а = 1; b = ; с = 0; есть) а = 2; b = 0; с = 0. 3. Запись сводного квадратного уравнения, равносильного данному. Запишите сведено квадратное уравнение, равносильное данному: а) 2х2 + 2х - 6 = 0; б) -4х2 - 10х + 8 = 0. 4. Возведение целого уравнения вида ах2 + bх + с = 0 путем тождественных преобразований. Сведите уравнение к виду ах2 + bх + с = 0: a) (2x - 1)(2x + 1) = x(2x + 3); б) (3х + 2)2 = (х + 2)(x - 3); в) (х + 1)(х + 2) = (2х - 1)(x - 2); г) (х + 3)(3х - 2) = (4х + 5)(2х - 3). 5. На повторение: задачи, решение которых предусматривает выделение полного квадрата двучлена из квадратного трехчлена. 6. Логические упражнения и задачи повышенного уровня сложности для учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни знаний. 1) Сравните с нулем значение дроби (ответ запишите в виде неравенства): а) ; б) . 2) Удалите лишний запись: а) 3x2 - 5x + 1 = 0; б) х2 - 4х = 0; г) (х - 1)2 - (х + 2)2 = 0. @ Цель первых 4-х видов письменных заданий (см. выше) - добиться усвоения учащимися определение квадратного уравнения и его разновидностей, сформировать у учащихся умения правильно называть и определять коэффициенты квадратного уравнения, а также повторить виды равносильных преобразований уравнений и освежить в памяти способы действий во время выполнения этих преобразований. Задачи на повторение имеют целью подготовить учеников к восприятию ими материала следующего раздела «Формула корней квадратного уравнения».
VII. Итоги урока В каком случае правильно определены коэффициенты? В уравнении 5х + х2 - 4 = 0 коэффициенты a, b, c соответственно равны: а) 1; 5; -4; б) 5; 1;-4; в) -4; 5; 1; г) 1; -4; 5.
VIII. Домашнее задание 1. Изучить содержание теоретического материала урока. 2. Решить упражнения на закрепление изученного материала (аналогичных по содержанию упражнений классной работы). 3. На повторение: упражнения на выделение полного квадрата двучлена.
|
|