Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Все уроки для 8 классов

Урок № 47

Тема. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решение

 

Цель: добиться сознательного понимания учащимися определение квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, названия коэффициентов квадратного уравнения; сформировать первичные умения формулировать определение квадратного уравнения и его видов (сводного и неполного), определять коэффициенты квадратного уравнения и по ним определять вид квадратного уравнения; подготовить учащихся к восприятию следующего материала (решения неполных квадратных уравнений).

Тип урока: усвоение знаний и умений.

Наглядность и оборудование: опорный конспект «Квадратные уравнения».

Ход урока

И. Организационный этап

На этом этапе урока следует предоставить учащимся информацию о:

· ориентировочный план изучения раздела;

· количество учебных часов;

· примерное содержание материала;

· основные требования к знаниям и умениям учащихся;

· ориентировочное содержание заданий, которые будут вынесены на контрольную работу.

(Эту информацию можно поместить на стенде «Справочно-информационный уголок» в кабинете математики и предложить учащимся для самостоятельного ознакомления в неурочное время).

 

II. Проверка домашнего задания

Если анализ контрольной работы учащиеся выполняли в письменной форме, учитель собирает тетради на проверку.

 

III. Формулировка цели и задач урока

С целью осознания учащимися логики изучения материала, предлагаем им схему, воспроизводящую основные содержательные линии школьного курса алгебры и связь между ними:

 

 

Число → Числовое выражение → Буквенный выражение → Уравнение, неравенство → Задача → Функция

 

 

Подставив в эту схему иррациональное число и обобщив изученный материал, приходим к выводу, что после ознакомления с видами и способами преобразований выражений, содержащих квадратный корень, следует перейти к изучению всех видов уравнений (кроме изученных ранее уравнений х2 = а и , решение которых связано с изученными свойствами иррациональных выражений. Таким образом формулируется основная цель урока.

 

IV. Актуализация опорных знаний и умений

@ С целью успешного восприятия учащимися учебного материала урока следует активизировать такие знания и умения: понятие многочлена стандартного вида и его коэффициентов; выполнение арифметических действий с многочленами, выполнения равносильных преобразований уравнений, выполнение арифметических действий с действительными числами.

 

Выполнение устных упражнений

1. Представьте в виде многочлена выражение: (х - 2)(2 + х); (х - 3)2; (у3 - у)∙в; (у - 1)(у + 2).

2. Или равносильны уравнения:

а) 3х - 2 = х + 3 2х - 5 = 0;

б) 5х - 1 = 3х - х2 и х2 + 2х - 1 = 0;

в) 0,5 х - 3 = 0 и х - 6 = 0;

г) 5х2 - 10х + 25 = 0 х2 - 2х + 5 = 0?

Обоснуйте ответы.

3. Решите уравнение:

а) у - 7 = 0; б) х + 0,5 = 0; в) 8х = 0; г) 2х - = 0; д) в + = 0; е) а(а - 1) = 0; ж) ; з) х2 - 4 = 0; ы) 2х2 + 8 = 0; е) х2 - 3 = 0.

 

V. Усвоение знаний

План изучения нового материала

1. Определение квадратного уравнения. Коэффициенты квадратного уравнения.

2. Сводное квадратное уравнение.

3. Неполное квадратное уравнение. Виды неполных квадратных уравнений.

 

Конспект 12

Квадратные уравнения

1. Определение:

 

ах2 + bх + с = 0, а 0, b и с - любые действительные числа

 

Квадратные уравнения

2. Виды квадратных уравнений:

 

Неполные квадратные уравнения:

 

 

b = 0, ах2 + с = 0

c = 0, ax2 + bx=0

с = b = 0, ах2 = 0

 

Если b = 0 или с = 0 или b = с = 0

 

ах2 + bx + c =0, а0

 

Если а = 1

 

Сводное квадратное уравнение

 

 

х2 + px + q = 0

 

 

3. Решения квадратных уравнений

а) Неполные квадратные уравнения:

с = 0,

ax2 + bx = 0,

х(ах + b) = 0,

x = 0 или aх + b = 0. Всегда два корня:

x = 0,

b = 0,

ах2 + с = 0,

ах2 = - с, .

Если , то корни:

ах2 = 0,

х = 0.

Всегда один корень

х = 0

 

б) Квадратные уравнения общего вида:

ах2 + bх + с = 0, а 0

 

Дискриминантов

 

 

D = b2 - 4ac

Если b = 2k, k Z, то

 

 

Если D 0 (D1 0)

 

Если D = 0 (D1 = 0)

 

Если D > 0 (D1 > 0)

 

 

действительных корней нет

 

 

 

4. Свойства корней квадратных уравнений:

а) х2 + рх + q = 0 имеет корни, то

б) ах2 + bх + с = 0 имеет корни, то

 

@ Формулируя определение квадратного уравнения (как уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где а0), чтобы предупредить ошибки в определении коэффициентов квадратного уравнения, важно указать учащимся на тот факт, что:

· знаки «+» в записи левой части уравнения только показывают, что левая часть уравнения является многочленом (то есть суммой одночлен). Поэтому коэффициенты квадратного уравнения определяются так же, как и коэффициенты многочлена стандартного вида (желательно восстановить в памяти учащихся эти знания при решении соответствующих устных упражнений на этапе актуализации знаний);

· все коэффициенты квадратного уравнения (кроме а) могут приобретать любых действительных значений (в том числе могут быть нулем). Поэтому, чтобы ученики не имели проблем, воспринимая понятие неполного квадратного уравнения, в начале знакомства с понятием квадратного уравнения следует предложить достаточное количество примеров квадратных уравнений, коэффициенты которых приобретают различные по знаку и видом значений.

Для понимания определений видов квадратных уравнений важно, чтобы ученики усвоили названия коэффициентов квадратного уравнения. Этому будет способствовать многократное повторение материала при выполнении устных и письменных упражнений.

Представление о видах квадратных уравнений формируется по традиционной схеме. Эти виды выделяются во время рассмотрения особых случаев коэффициентов квадратного уравнения.

 

VI. Формирование умений

Выполнение устных упражнений

1. Укажите среди представленных уравнений квадратные: а) 5х - 2 = 0; б) х2 - х + 1 = 0; в) ; г) ; д) х3 - х = 0; е) 5х2 + х = 0.

Для квадратных уравнений назовите значения их коэффициентов.

2. Среди уравнений выберите: 3х2 - 2х + 7 = 0; х2 - 9 = 0; 2х2 + 7 - 5х2 = 0; 6х2 = 0; 3 - х2 = 0.

а) сводные;

б) неполные квадратные уравнения.

3. Запишите уравнение в виде ах2 + bх + с = 0 (если это возможно): -5 - 2х + х12 = 0; х2 - 3 = 0; 5х - х2 = 0.

 

Выполнение письменных упражнений

Для реализации дидактической цели урока следует выполнить задание такого содержания:

1. Нахождение коэффициентов квадратной уравнения.

1) Заполните таблицу:

Квадратное уравнение

Коэффициенты уравнения

ах2 + bх + с = 0

а

b

с

 

4

1

3

-2х2 - 3х + 1 = 0

 

 

 

 

1

0

-24

 

3

-5

0

5х2 - 8 = 0

 

 

 

 

7

0

0

 

2) Укажите в квадратном уравнении его коэффициенты:

а) 5х2 - 9х + 4 = 0;

б) х2 + 3х - 10 = 0;

в) -х2 - 8х + 1 = 0;

г) -4х2 + 5х = 0;

д) 6х2 - 30 = 0;

есть) 9х2 = 0.

2. Запись квадратного уравнения с заданными коэффициентами. Запишите квадратное уравнение, коэффициенты которого равны:

      а) а = 2; b = -3; с = 1;

      б) а = 3; b = 0; с = -7;

в) а = -1; b = 4; с = 5;

г) а = - 6; b = -2,4; с = ;

д) а = 1; b = ; с = 0;

есть) а = 2; b = 0; с = 0.

3. Запись сводного квадратного уравнения, равносильного данному. Запишите сведено квадратное уравнение, равносильное данному:

а) 2х2 + 2х - 6 = 0;

б) -4х2 - 10х + 8 = 0.

4. Возведение целого уравнения вида ах2 + bх + с = 0 путем тождественных преобразований.

Сведите уравнение к виду ах2 + bх + с = 0:

a) (2x - 1)(2x + 1) = x(2x + 3);

б) (3х + 2)2 = (х + 2)(x - 3);

в) (х + 1)(х + 2) = (2х - 1)(x - 2);

г) (х + 3)(3х - 2) = (4х + 5)(2х - 3).

5. На повторение: задачи, решение которых предусматривает выделение полного квадрата двучлена из квадратного трехчлена.

6. Логические упражнения и задачи повышенного уровня сложности для учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни знаний.

1) Сравните с нулем значение дроби (ответ запишите в виде неравенства): а) ; б) .

2) Удалите лишний запись:

а) 3x2 - 5x + 1 = 0;

б) х2 - 4х = 0;
в) (х - 1)2 - (3х - 1)2 = 0;

г) (х - 1)2 - (х + 2)2 = 0.

@ Цель первых 4-х видов письменных заданий (см. выше) - добиться усвоения учащимися определение квадратного уравнения и его разновидностей, сформировать у учащихся умения правильно называть и определять коэффициенты квадратного уравнения, а также повторить виды равносильных преобразований уравнений и освежить в памяти способы действий во время выполнения этих преобразований. Задачи на повторение имеют целью подготовить учеников к восприятию ими материала следующего раздела «Формула корней квадратного уравнения».

 

VII. Итоги урока

В каком случае правильно определены коэффициенты?

В уравнении 5х + х2 - 4 = 0 коэффициенты a, b, c соответственно равны: а) 1; 5; -4; б) 5; 1;-4; в) -4; 5; 1; г) 1; -4; 5.

 

VIII. Домашнее задание

1. Изучить содержание теоретического материала урока.

2. Решить упражнения на закрепление изученного материала (аналогичных по содержанию упражнений классной работы).

3. На повторение: упражнения на выделение полного квадрата двучлена.