РАЗДЕЛ IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА
ТЕМА 1. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕИ
УРОК 47. ВЛИЯНИЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА НАСЕЛЕНИЕ В УКРАИНЕ
Тема. Влияние геоэкологической ситуации на население в Украине. Законодательство об экологической ситуации в Украине.
Учебная цель: выяснить последствия геоэкологической ситуации на определенной территории и ее населения; ознакомить с основными законодательными документами об экологической ситуации в Украине.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: учебник, атлас, карта геоэкологической ситуации в Украине.
Опорные и базовые понятия: геоэкологическая ситуация, демографический кризис, законодательный документ, Конституция Украины.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
- Как оценивается геоэкологическая ситуация в Украине?
- Назовите основные загрязнители окружающей среды в Украине.
- Какие заболевания являются наиболее распространенными среди населения Украины?
- Покажите на карте области и населенные пункты Украины, в которых наиболее представлены негативные последствия деятельности человека.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
В прошлое ушли страшные болезни, которые в средние века забирали до четверти населения Европы. Зато появились новые, в большинстве своем связанные с негативным преобразованием человеком ее окружающей среды.
IV. Изучение нового материала
1. Влияние окружающей среды на здоровье человека
Вредные вещества попадают в организм человека с воздухом, водой, продуктами питания. Превышение в них предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ приводит к их накоплению в организме человека и возникновения тяжелых болезней. Повышается количество заболевших астмой, онкологическими, сердечно - сосудистые, дерматологические и др. заболевания. Значительно снижается иммунитет человека.
Общегосударственные последствия: усиление демографического кризиса, потеря генофонда украинского народа.
2. Пути преодоления ситуации
Основные направления:
• разработка комплексных программ по охране природы;
• улучшение и активизация экологического воспитания всех слоев населения, общая осведомленность о состоянии окружающей среды;
• проведение независимых комплексных экологических экспертиз во все звенья хозяйственной деятельности человека с целью внедрения наиболее эффективных с точки зрения сохранения природной среды технологий;
• введение экономических стимулов для экологических мероприятий;
• увеличение затрат на природоохранную деятельность и др.
3. Законодательство об экологической ситуации в Украине
• Система нормативно-правовых актов, которые регулируют и определяют отношение общества к природной среде.
• Основа - статьи Конституции Украины (устанавливают экологические права граждан, обязанности государства по обеспечению экологической безопасности, сохранения генофонда страны и т.д.).
• Принят ряд законов об особенностях использования и охрану определенных видов природных ресурсов (земель, растительности, животного мира и т.п.), объекты повышенного риска, отходы и др. Украина подписала ряд международных соглашений по охране окружающей среды.
V. Закрепление изученного материала
• Назовите негативные последствия для человека нерационального природопользования. Какие из них вы чувствуете на себе?
• Спрогнозируйте основные пути уменьшения антропогенной нагрузки на природную среду в Украине.
• В чем заключаются основные требования законодательных актов по экологической ситуации в Украине?
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. Отдельным учащимся подготовить сообщения о биосферные заповедники Украины и природоохранные территории своей области.