РАЗДЕЛ IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА
ТЕМА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
УРОК 48. ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЙ ФОНД. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема. Законодательные акты о природно-заповедный фонд Украины. Природно-заповедный фонд. Национальная экологическая сеть Украины. Практическая работа № 7 (окончание). Нанесение на контурную карту основных природоохранных объектов Украины.
Учебная цель: сформировать знания о природно-заповедный фонд Украины и особенности его расположения, основные направления создания национальной экологической сети; ознакомить с выдающимися природно-заповедными территориями Украины; продолжить формирование навыков и умений работы с тематическими картами атласа и контурными картами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, карта природно-заповедного фонда Украины.
Опорные и базовые понятия: природно-заповедная территория, заповедник, природный парк, ботанический сад, зоосад, памятник природы, природно - заповедный фонд, национальная экологическая сеть.
Географическая номенклатура: биосферные заповедники: Аскания-Нова, Карпатский, Черноморский, Дунайский; природные заповедники.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Что составляет природно-заповедный фонд любой страны мира?
• Назовите основные виды природоохранных территорий и объектов. В чем их принципиальное отличие?
• В какой физико-географической зоне или стране Украины создан плотную ряд природоохранных объектов?
• Назовите самые известные природоохранные объекты Украины и своей области.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Одним из наиболее эффективных мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды является комплекс работ по организации заповедных территорий.
IV. Изучение нового материала
1. Законодательство относительно природоохранных территорий
1992 года принят Закон «О природно-заповедном фонде Украины», в котором изложены основные положения, касающиеся охраны окружающей среды в различных природоохранных территориях. в 1994 г. принята Программа перспективного развития заповедного дела в Украине, в 2004 году - Закон «Об экологической сети Украины».
2. Природно-заповедные территории
Насчитывается более 7 тыс. заповедных территорий, которые занимают около 4,6 % территории Украины. В перспективе планируется увеличить до 10 %.
Создано 2584 памятники природы, 2552 заказники, 753 заповедных урочищ, 508 парков-памятников садово-паркового искусства, 38 региональных ландшафтных парков. Статус государственных имеют 4 биосферных заповедника, 17 природных заповедников, 12 национальных природных парков, 292 заказники, 132 памятники природы, 88 парков-памятников садово-паркового искусства, 20 дендрологических парков, 17 ботанических садов, 7 зоопарков.
Биосферные заповедники - созданы для сохранения в естественном состоянии наиболее типичных природных комплексов для экологического мониторинга. Аскания-Нова, Карпатский, Черноморский, Дунайский - более 200 тыс. га.
Природные заповедники - относительно большие, мало изменены ПТК полностью исключены из хозяйственного использования. Среди крупнейших - Ровенский, Крымский, Полесский, Ялтинский и др.
Национальные природные парки - территории со своеобразными ПТК для проведения строго организованной рекреационной и культурно-образовательной работы.
Региональные ландшафтные парки - для охраны типичных и уникальных ПТК, проведение экскурсионной работы с кратковременным отдыхом.
3. Национальная экологическая сеть
НЕС - часть общеевропейской природоохранной системы с участками заповедной и мало измененной природы, подлежащих особой охране и создают предпосылки для рационального природопользования и оздоровления территории.
НЕС состоит из природных регионов (значительные участки страны с типичными и уникальными ПТК), природных коридоров (естественная или близкая к такой участок суши или водного пространства, что обеспечивает непрерывность и единство природной среды), буферных зон (местности вокруг ценных участков экологической сети, защищающие последние от негативного природного и антропогенного воздействия). Природные регионы создаются в основном на базе объектов природно-заповедного фонда.
V. Закрепление изученного материала
• Какой процент территории Украины занимают природоохранные объекты? Есть такой показатель достаточным?
• На основе каких законодательных актов территории Украины изымаются из хозяйственного использования?
• Выполнение второй части практической работы № 7.
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание
Проработать §___.