География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА

 

ТЕМА 1. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕИ

 

УРОК 46. АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

 

Тема. Авария на Чернобыльской АЭС и состояние окружающей среды.

Учебная цель: ознакомившись с историей аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствиями, выяснить возможности отрицательного влияния человеческой деятельности на окружающую среду; способствовать осознанию значения знаний и квалификации людей для его дальнейшего существования.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, атлас, фото - и видеоматериалы об аварии на ЧАЭС.

Опорные и базовые понятия: АЭС, экологическая катастрофа, радиация, радиационное загрязнение, зона отчуждения.

Географическая номенклатура: Чернобыль.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Что вы представляете себе под высказываниями «ухудшение геоэкологической ситуации», «кризисная геоэкологическая ситуация»?

2. Назовите основные факторы изменения окружающей среды.

3. Какие последствия хозяйственной деятельности является невозвратным для природных комплексов?

4. Назовите основные источники загрязнения нашего края.

5. Что вы лично и ваша семья можете сделать для сохранения окружающей среды?

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Когда произошла Чернобыльская катастрофа?

• Почему о ней знает весь мир?

• Где расположена Чернобыльская АЭС?

• В чем сущность радиоактивного воздействия на население и окружающую среду?

• Охарактеризуйте природные особенности территории вокруг Чернобыля.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Название небольшого городка Чернобыль в середине 90-х годов прошлого столетия стала известной во всем мире. К сожалению, весть о нем не порадовала, а напугала людей.

 

V. Изучение нового материала

1. Хроника аварии

В ночь на 26 апреля 1986 г. произошел взрыв на четвертом энергоблоке ЧАЭС, во время которого выделились радионуклиды Йода, Цезия, Телурію, Бария, Стронция и т.д. 27 апреля началась эвакуация жителей Припяти и окрестных сел.

2. Последствия аварии для окружающей среды

Влияния аварии подверглись многие страны Европы. Наибольший ущерб понесли, кроме Украины, Беларусь и Россия.

В Украине загрязненными оказались более 20 % территории, воды рек и подземные течения влияют на то, что ареал распространения радиоактивных веществ увеличивается и сейчас.

Полностью исключены из оборота более 54 тыс км2 территории страны со всеми ресурсами на ней.

3. Последствия аварии для населения

Эвакуировано все население, проживавшее в зоне отчуждения. Пострадавшими признаны свыше 3 млн. человек. Негативное влияние радиации на здоровье имеет разные последствия - от смертельных болезней до генных изменений организма различной степени тяжести, что прослеживаются и в последующих поколениях

4. Пути и направления борьбы с последствиями аварии

• Поддержание в надлежащем состоянии саркофага над аварийным реактором;

• изучение влияния радиоактивного заражения на все компоненты природы;

• анализ и предотвращение повторного загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами, накопленными в почвах, лесных массивах, внутренних водах.

• изучение радиоактивного воздействия на здоровье людей.

 

VI. Закрепление изученного материала

- Какие территории Европы больше всего пострадали в результате катастрофы?

- Какие меры были предприняты для преодоления ее последствий в первые дни после аварии? Предпринимаемые в последнее время?

- Назовите последствия аварии для человека, растительного и животного мира, почв, водных объектов Украины.

- Проанализируйте экономические убытки, которые понесла Украина от последствий аварии.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

Проработать §___.