УРОК 47. АВСТРАЛИЯ
Учебная цель: охарактеризовать общие признаки ЭГП, население, природно-ресурсного потенциала, определить особенности отраслевой структуры и территориальной организации хозяйства Австралии; совершенствовать умение самостоятельно осваивать учебный материал.
Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Австралии, атласы, учебники, дидактические материалы.
Основные понятия: историко-географический регион, ЭГП, природные ресурсы, аборигены, колонизация, плотность населения, диаспора, аграрно-сырьевая специализация, экспорт, импорт.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Особенности которых историко-географических регионов было исследовано течение изучения курса?
• Какие регионы характеризуются высоким уровнем социально-экономического развития? самым низким?
• Чем, по вашему мнению, объясняется неравномерность социально-экономического развития регионов и стран мира?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Австралия и Океания являются наиболее удаленными от других регионами мира.
Иногда говорят, что они расположены на «окраине» человеческой цивилизации. Некоторые авторы историко-географического разделения объединяют Австралию и Океанию в один регион. Но это не совсем правильно, поскольку, несмотря на колониальное прошлое, Австралия и страны Океании значительно различаются по уровню социально-экономического развития.
Австралия - высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая входит в двадцатку наиболее развитых стран мира. Изолированность Австралии от других частей мира и экономических центров, удаленность от главных морских путей длительное время тормозили экономическое развитие страны. Однако научно-техническая революция, которая повлияла на развитие средств связи и транспорта в ХХ ст., «приблизила» Австралию до других частей мира и способствовала ее активному участию во всемирных экономических отношениях.
Давайте подробнее узнаем, в чем заключаются особенности этой далекой и малоизвестной страны.
IV. Изучение нового материала
Экономико-географическая характеристика Австралии
Задача 1. В тетрадях сделайте две колонки и в первой, следуя типового плана экономико-географической характеристики страны и не пользуясь никакими источниками, кратко сформулируйте, что вам известно об Австралии.
Задание 2. Прочитайте текст учебника, или распечатанный каждому ученику) и карандашом на полях сделайте пометки: « + » - мне это известно, «-» - я об этом не знал.
Задача 3. Сравните ваши записи с текстом и, если у вас были ложные утверждения, исправьте их.
Задача 4. Во второй колонке в тетрадях наряду с известными фактами допишите те, что были вам ранее неизвестные.
Материалы для самостоятельной проработки
Официальное название - Австралийский Союз. Площадь - 7, 7 млн. км2. Население - 21,3 млн. человек. (2009 г.). Столица - Канберра. Экономически высокоразвитая страна. Страна в составе Содружества, федеративное государство.
Единственное в мире государство, занимающее целый материк, только морские границы. Главные признаки экономико-географического положения Австралии - изолированность, отделенность от других материков, большая площадь и протяженность береговой линии, положение в тропических широтах Южного полушария.
Преимущественно равнинная территория, 3/4 площади - пустыни и полупустыни. Главные природные богатства материка - уникальный органический мир и большие запасы полезных ископаемых.
Более 80 % австралийцев - потомки британских переселенцев. Характерен первый тип воспроизводства. Неравномерность расселения. Урбанизация - 93 %. Крупнейшие города Австралии: Сидней, Мельбурн, Брисбен. Украинская диаспора около 36 тыс. человек.
Экономически высокоразвитое государство, которое входит в двадцатку наиболее развитых стран мира.
Занимает 1-е место в мире по добыче бокситов, свинца, цинка, опалов. Железная и урановая руда (14 % мировой добычи), золото (13 % мировой добычи), алмазы (30 % мирового производства), каменный и бурый уголь (5-е 4-е места в мире соответственно), сапфиры, топазы. Один из главных мировых экспортеров полезных ископаемых.
Продукция обрабатывающей промышленности в основном используется для собственных нужд. Металлургия и машиностроение, химическая промышленность. Пищевая промышленность базируется на собственном сырье и в значительной степени ориентируется на экспорт мясоперерабатывающей, в частности мясоконсервный, и сахарной продукции.
Сельское хозяйство полностью обеспечивает основные потребности страны и направляет на внешний рынок около 3/4 объема своей продукции. Ведущей отраслью является пастбищное животноводство мясного направления, в частности овцеводство (12 % мирового количества овец). Пшеница и другие сельскохозяйственные культуры. Интенсивное земледелие.
Австралия является крупнейшим мировым производителем шерсти (30 % мирового объема). Ведущее значение морского и воздушного транспорта.
Экспорт: сельскохозяйственная (пшеница, мясо, масло, сыр) продукция, сырье (железная руда, цветные металлы и сплавы, каменный уголь, бокситы, алмазы, золото), машины, химическая продукция.
Импорт: машины и оборудование, промышленные изделия, химическая продукция, радиоэлектроника.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задание 5. Составьте схему внешних экономических связей Австралии.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Обозначить на контурной карте крупнейшие города Австралии и их промышленную специализацию.
· Составить сравнительную характеристику Австралии и Канады по типовому плану.
· Опережающий (отдельным ученикам). Подготовить краткие сообщения по темам: «Экономико-географическая характеристика Новой Зеландии», «Экономико-географическая характеристика Науру», «Экономико-географическая характеристика Федеративных Штатов Микронезии»,
· Продолжить подготовку к уроку - «круглого стола» по теме «Всемирные экономические отношения» (интернационализация, интеграция, информатизация, глобализация, современные тенденции развития мирового хозяйства, последствия экономических отношений между странами).