УРОК 48. ОКЕАНИЯ
Учебная цель: определить специфику ЭГП и историко-географические особенности развития стран Океании, охарактеризовать основные признаки населения и хозяйства островных стран; совершенствовать навыки работы с картами атласа и статистическим данным, развивать умение сравнивать и обобщать учебный материал.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
Основные понятия: Океания, островное положение, колонизация, аборигены, специализация, потребительское сельское хозяйство, инвестиции, туризм.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Назовите основные признаки ЭГП Австралии. Определите положительные и отрицательные аспекты удаленности Австралии от других стран мира.
• В чем заключаются особенности этнического состава и размещения населения Австралии?
• На какие виды природных ресурсов богата Австралия?
• Какие отрасли хозяйства являются ведущими в экономике Австралии? Почему, по вашему мнению, Австралия за короткий промежуток времени превратилась из аграрно-сырьевой в экономически развитую страну?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Среди огромных водных пространств Тихого океана «разбросано» множество островов - больших и крошечных. Это Океания - крупнейшее в мире скопление островов, расположенных преимущественно в центральной и юго-западной частях Тихого океана. Несмотря на то, что острова отличаются друг от друга по возрасту, размерам, происхождению, их природа, жизнь населения и хозяйство тесно связаны с Тихим океаном. Исследование самых отдаленных и малоизвестных европейцам стран Океании завершает изучение стран и регионов мира,
IV. Изучение нового материала
1. Особенности ЭГП
Океания включает более 10 тыс. островов в центральной и юго-западной частях Тихого океана общей площадью около 1,26 млн. км2, причем 90 % территории занимают Новая Гвинея и Новая Зеландия. Независимые государства и владения расположены на тысячах крошечных островов, разделенных огромными расстояниями. Удаленность островов от центров мировой цивилизации - главный признак ЭГП стран Океании.
2. Региональное деление и формирование политической карты
Задача 1. По картам атласа определите, на какие субрегионы разделяют страны Океании, определите их географическое положение, приведите примеры стран.
Океанию разделяют на три историко-этнографические области: Меланезию, Микронезию и Полинезию. Меланезию составляют Новая Гвинея, Новая Каледония, Соломоновы острова, архипелаг Бисмарка, Новые Гебриды (Вануату), Фиджи. Микронезия: острова Марианские, Каролинские, Маршалловы, Гилберта, Банаба. Полинезия - острова Гавайские, Маркизские, Туамоту, Тонга, Самоа, Общества, Лайн (сюда также часто включают новозеландские острова, прежде всего острова Северный и Южный).
До начала 60-х годов ХХ в. в Океании было только одно независимое государство - Новая Зеландия, созданная колонистами из Англии. В условиях распада мировой колониальной системы усиления национально-освободительного движения в странах Океании привело к образованию независимых государств. Сейчас их 13.
Задание 2. По картам атласа определите, какие государства имеют свои владения в Океании.
3. Природные условия и ресурсы
Задача 3. Вспомните природные особенности островов Океании и по картам атласа определите, какие полезные ископаемые добывают на отдельных островах.
4. Населения
Население составляет более 11 млн. человек. Большая часть населения проживает в Меланезии и Полинезии.
Вопрос. Когда европейцы впервые узнали о Океанию?
5. Общие признаки хозяйства
Большинство стран Океании являются развивающимися. Их роль в мировом хозяйстве незначительна. Обрабатывающая промышленность страны развита слабо. Большинство отраслей связаны с переработкой сельскохозяйственной продукции.
Потребительское сельское хозяйство. Выращивают кокосовые пальмы, корнеплоды (ямс, таро, маниок), хлебное дерево, сахарный тростник, бананы, тропические фрукты. Разводят крупный рогатый скот, коз и свиней, занимаются рыболовством. В отдельных странах главной экспортной продукцией является минеральное сырье. В последние десятилетия в странах Океании на основе иностранных инвестиций развивается индустрия туризма.
6. Характеристика отдельных стран Океании Выступления учащихся с сообщениями
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задача 4. Составьте сравнительную характеристику Новой Зеландии и Австралии по плану: а) ЭГП; б) природно-ресурсный потенциал; в) формирование и размещение населения; г) отрасли международной специализации хозяйства; д) структура экспорта.
Задание 5. Сформулируйте главные особенности хозяйства стран Океании.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Продолжить подготовку к уроку - «круглого стола» по теме «Всемирные экономические отношения» (интернационализация, интеграция, информатизация, глобализация, современные тенденции развития мирового хозяйства, последствия экономических отношений между странами).