География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 КЛАСС

УРОК 46. СТРАНЫ АФРИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

 

Учебная цель: охарактеризовать общие признаки ЭГП, особенности отраслевой структуры и территориальной организации хозяйства отдельных стран Африки; определить причины экономической отсталости и бедности стран региона; совершенствовать навыки работы с картами атласа; развивать умение анализировать данные таблиц и диаграмм.

Оборудование: политическая карта Африки, экономическая карта Африки, атласы, учебник, таблицы, диаграммы, раздаточный материал.

Основные понятия: ЭГП, природные ресурсы, естественный прирост, урбанизация, специализация, промышленность, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

• Как особенности ЭГП отдельных субрегионов Африки влияют на развитие их хозяйства?

• Какой из этапов исследования территории Африки отмечен наибольшими изменениями ее политической карты?

• Чем объясняется неравномерно размещено население Африки? Почему этнический состав населения большинства африканских стран является неоднородным?

• Какие факты свидетельствуют об экономической отсталости африканских стран?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

На предыдущем уроке вы узнали, что страны Африки по основным показателям социально-экономического развития заметно отстают от других регионов мира. Причины бедности африканских стран является объектом исследования специалистов ООН. С конца 90-х годов прошлого века действует Специальная программа ООН в Африке. Она помогает странам региона в определении их главных целей, стратегии и политики в области развития и обнаружения ресурсов для их реализации.

По этой программе также предусмотрена целевая гуманитарная помощь наиболее отсталым странам.

Среди стран региона особое место занимает Южная Африка. Это единственная развитая страна на континенте. По всем показателям социально-экономического развития ей принадлежит первенство.

Сравнивая определенные социально-экономические характеристики Южной Африки и других стран региона, можно узнать степень их отставание от развитой страны и, возможно, найти причины, обуславливающие это отставание.

Давайте представим себя специалистами ООН по вопросам развития стран Африки, проведем исследование отдельных стран и попробуем определить главные проблемы их развития.

 

IV. Изучение нового материала

Задача 1. По картам атласа и дополнительными материалами составьте характеристику стран Африки. Результаты оформите в виде таблицы.

 

План

Южная Африка

Египет

Эфиопия

Кения

ДРК

1. Площадь, тыс. км2

 

 

 

 

 

2. ВВП на душу населения (2009 г.)

5 843

1592

243

794

157

3. Население (млн. человек, 2009 г.)

 

 

 

 

 

4. Главные признаки ЭГП

 

 

 

 

 

5. Особенности природных условий

 

 

 

 

 

6. Минеральные ресурсы

 

 

 

 

 

7. Специализация промышленности

 

 

 

 

 

8. Специализация сельского хозяйства

 

 

 

 

 

9. Транспорт

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Задание 2. Проанализируйте результаты работы и определите, какие страны имеют:

• наиболее выгодное ЭГП;

• наиболее благоприятные природные условия и лучше обеспечены минеральным сырьем;

• развитые отрасли обрабатывающей промышленности;

• многоотраслевое сельское хозяйство;

• развитую транспортную систему.

 

VI. Итог урока

Задача 3. Сделайте вывод:

• какие факторы способствовали экономическому развитию Южной Африки;

• чем объясняется экономическая отсталость большинства стран Африки;

• какие прогнозы пессимистичны или оптимистичны - вы можете составить относительно дальнейшего развития стран Африки.

 

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

· Составить 10 тестовых вопросов закрытого типа по теме «Страны Африки».

· Составить кроссворд (15 вопросов) на тему «Страны Африки».

· Начать подготовку к уроку - «круглого стола» по теме «Всемирные экономические отношения» (интернационализация, интеграция, информатизация, глобализация, современные тенденции развития мирового хозяйства, последствия экономических отношений между странами).