Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПТИЦЫ

 

УРОК № 45

 

Тема. Особенности жизнедеятельности птиц. Лабораторная работа № 14 «Изучение особенностей строения скелета птиц».

Цель: ознакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности птиц, их приспособленностью к полету и различных сред обитания, провести лабораторную работу по изучению особенностей строения скелета птиц.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности жизнедеятельности птиц и черты их приспособленности к полету и различных сред обитания.

Базовые понятия и термины: птицы, скелет.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

И. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 14 «Изучение особенностей строения скелета птиц». Спрашивает, что осталось непонятным, были трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Как птицы приспособились к различным средам обитания?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Особенности жизнедеятельности птиц

Полет птиц. Полет - чрезвычайно ценное приобретение, что дает птицам возможность:

- спасаться в воздухе от наземных хищников;

- с воздух отыскивать и преследовать наземную добычу, находить места кормления и водопоя и пользоваться ими даже на значительном расстоянии от своего жилища;

- устраивать жилья в местах, недоступных для других животных - врагов и конкурентов;

- делать сезонные перелеты, гнездиться летом даже в полярных странах, а на зимовку улетать в теплые края.

Для полета необходима значительная перестройка всего организма; построение летательного аппарата, наличие теплых покровов - оперение, приспособление скелета, мускулатуры, дыхательной, пищеварительной, выделительной и кровеносной систем, приспособления органов чувств, нервной системы и высшей нервной деятельности. Необходимо не только иметь летательный аппарат и приспособлен к полету организм, но и уметь пользоваться полетом.

Надо, однако, иметь в виду, что воздух для птиц - это лишь среда для преодоления, а не среда обитания. Хотя приспособленность некоторых птиц к воздух настолько велика, что они и кормятся, а некоторые могут спать и спариваться в воздухе (например, стрижи), но размножаются птицы все же таки на земле, да и вообще существовать без земли не могут.

Для полета необходимо: преодоление силы тяжести - подъемная сила и поступательное движение - сила тяги.

В полете по инерции с неподвижно распростертыми крыльями птица подобный планера (вернее, конечно, наоборот). Сила тяги уже приложена - это инерция предварительного разгона. Подъемная сила преодолевает силу тяжести птицы, возникает вследствие отражения вниз встречного потока воздуха наклонными плоскостями крыльев и хвоста.

При скользящем полете подъемная сила создается даже не столько наклоном крыла обратно, сколько разностью давлений на верхнюю и нижнюю поверхности крыла обтікаючих его струй воздуха.

Для пассивного полета очень важные течения воздуха, сходят от нагретых поверхностей (обращенных к солнцу склонов и т.п.). Сильные восходящие течения могут даже поднимать птицы, что летит.

При маховом, активном полете крылья двигаются в вертикальной плоскости.

При посадке птицы, как и самолеты, испытывают трудности из-за избыточную скорость и вынуждены тормозить, возвращаясь плоскостью крыльев и хвоста против движения. Иногда при этом они делают сильные взмахи крыльями навстречу движению.

Скорость полета у птиц весьма различна. Средняя скорость колеблется от 20-25 (в голубя и вороны) до 60-75 км/ч. (у уток и соколов). Альбатросы могут лететь (при попутном ветре) со скоростью 100 км/ч., ласточки достигают скорости 30-40 м/с (110-120 км/ч.), а стрижи до 50 м/с (около 200 км/ч.). Пикируя на добычу, сокол сапсан мчится со скоростью около 350 км/ч.

Поведение птиц. Прогрессивное развитие центральной нервной системы, органов чувств и высшей нервной деятельности позволяет птицам накапливать опыт и осуществлять сложное поведение.

Некоторые птицы имеют способность представлять себе, куда переместится предмет, который движется. Например, ворона взлетает с дороги от машины, что едет, и садится на обочине, не боясь того, что машина проходит мимо нее на расстоянии полуметра. Это - элементарная способность предвидения ближайших событий. У различных птиц она развитая несіднаково. Птицы, питающиеся растительной пищей (например, голуби), владеют ею в незначительной степени. Большие птицы, которые преследуют насекомых, иногда грызунов, ящериц и т.п., - в большей степени. Ворону и некоторые хищники, преследуют живую добычу, демонстрируют сложное поведение. Они активно отыскивают моторных животных и преследуют их, нередко упуская на некоторое время глаз, и способность определять место, куда должен переместиться объект преследования (или предмет, что им грозит, - машина, хищник, враг), развита у них достаточно сильно.

Ворону птицы, тысячелетиями живя рядом с человеком, наверное, успели приобрести навыки спасаться от преследований с ее стороны (предвидеть дальнейшие ее поступки). Способность элементарного предвидения наступающих событий проявляется и в том, осенний перелет птицы начинают, пользуясь косвенными сигналами - предвестниками наступающей зимы.

В птиц чрезвычайно развиты так называемые сложные инстинкты, к которым, кроме перелетов и отыскивание, принадлежит постройка гнезд. Многие птицы способны сооружать довольно сложные гнезда из всевозможных строительных материалов.

В поведении птиц большое значение имеет обучение подражания, заимствования опыта. Таковы явления так называемого пересмішництва, местные вариации песен птиц (своеобразные жаргони) и т. д.

2. Приспособленность птиц к различным средам обитания

В птиц по сравнению с рептилиями, черты организации, связанные с характером питания, способом добывания пищи, отдельными особенностями движения в разных средах существования, выраженные значительно четче.

Гусеподібні или пластинчатодзьобі - плавающие и некоторые ныряющие птицы приспособлены к добывание пищи из ила, где живут многочисленные беспозвоночные и их личинки. Кроме того, они могут щипать траву и поедать семена растений, зерна хлебных злаков.

Лебеди, гуси и утки имеют широкий клюв, который имеет по краям многочисленные пластинки, образуют цедилку. Ил, что попал в клюв, промывается в воде с помощью частых движений челюстей, и моллюски, которые находятся в нем, черви, личинки и прочее їстиво остается во рту. Ил они достают со дна, или передвигаясь по берегу, или плавая и погружая голову и переднюю часть тела. Таким образом, им, в зависимости от размеров самого птицы и длины его шеи, доступны различные по глубиной участки водоема.

Мельчайшие из утки - чирки - занимают на кормления только наиболее мелкие водоемы (или прибрежную часть более глубоких). Далее следуют большие утки - серая, кряква, шилохвость, затем - гуси и, наконец, лебеди, которым доступна метровая глубина. Это не означает, что лебеди не кормятся на мелководье, но здесь, на глубине, они не встречают столь многочисленных конкурентов.

Некоторые почечные утки - чернь хохлатая, красноголовый нырок и другие - способны погружаться в воду, опускаясь на дно, и там брать корм. Другие почечные утки (гоголь, например), могут не только нырять, но и недолго двигаться под водой, преследуя рыбу. Это открывает им доступ в открытые воды. Строение тела этих нырков имеет черты, напоминающие гагар: ноги оттянуты назад и закреплены так, что во время ныряния лапы с плавательными перепонками) работают за корпусом, давая толчки по его оси. На суше это вызывает трудности при хождении, потому что ноги не могут свободно выноситься шагом вперед, и корпус приобретает более прямое, такое, что приближается до вертикального положения.

Полет в гусевидных чисто транспортный, быстрый, неманеврений, с постоянной скоростью. В больших лебедей, гусей крылья длинные и широкие, заостренные, взмахи достаточно жидкие. У уток крылья меньшие, более острые, частые взмахи, особенно на взлете. Не почечные утки могут слетать из зарослей почти вертикально. Некоторые почечные утки взлетают с воды только после разгона, пользуясь, видимо, лапками, как подводными крыльями.

Совсем иначе приспособлены к своей среде обитания дневные хищники.

Хищные птицы питаются живой добычей, которую надо найти, схватить, преодолеть, умертвить и разорвать, если нельзя проглотить целиком. Они имеют мощный летательный аппарат, очень хорошее зрение, оружие - когти для хватания и прокалывания жертвы, сильные ноги, острый крючковатый клюв для разрывания добычи, значительное развитие нервной системы.

Хищные птицы пользуются полетом как средством отыскивания и преследования добычи. От разнообразия добычи и способов ее добывания зависит и строение летательного аппарата, и характер полета. Много хищников хорошо распознаются на лету по очертаниям крыльев и хвоста.

Грифы огромные широкие и длинные крылья, рассчитанные на длительный экономный полет - статическое парение для отыскания трупов животных. Активный полет для них несвойственен, а летательная мускулатура относительно слаба. Из своих гнезд в горах они летят далеко в степи, встречный ветер иногда не дает им вернуться. Если их заносит ветром в море, они часто гибнут, не имея сил лететь против ветра.

Орлы, скопы, коршуна, отчасти мишоїди отыскивают на открытых пространствах живую добычу на земли (птиц, млекопитающих, рептилий). их летательный аппарат и полет значительно активнее и сильнее, чем у грифов, потому что обеспечивает преследования живой добычи, борьбу иногда с довольно крупными и сильными животными и, наконец, перенос в когтях тяжелой добычи. Беркут или орлан-белохвост впорується с зайцем или лисой, которые и крупнее, и тяжелее от них самих. Прирученный и дрессированный для охоты беркут иногда останавливает даже волка, нанося ему тяжелые раны когтями.

Ястребы, летая между деревьями в лесу, внезапно вылетая на поляны и опушки, достают птиц с ветвей или, напугав, преследуют их, и достают когтями на лету. Полет у них быстрый, маховое, хорошо управляемый. Крылья для этого относительно короткие и широкие, на концах суженные, хвост длинный, веерообразно.

Соколы преследуют птиц, что летят, быстро нагоняя их, взлетая над ними, круто пикируют на них и с размаху бьют когтями задних пальцев, ранят и сбивают птицы на землю. Крылья соколов короткие, но с очень длинным большим маховыми перьями, суженные и заостренные. Хвост длинный. Это позволяет развивать большую скорость и делать фигуры в воздухе, необходимые для преследования добычи. Парящий полет при этом почти невозможно, но некоторые соколы могут останавливаться в воздухе, трепеща крыльями, и высматривать добычу на земле, чтобы затем камнем упасть на нее.

Дневные хищники, как и совы, в подавляющем большинстве полезны, потому что питаются преимущественно грызунами - мышами, полевками, ховрашками т.п., а также насекомыми, особенно мелкие соколки. Даже в тех случаях, когда они ловят полезных птиц или зверушек, в их лапы в первую очередь попадают больные, слабые, вообще неполноценные особи, что способствует естественному оздоровлению состав диких животных и предотвращает распространение заразных болезней.

За то, что много хищников, например крупные соколы, охраняют свои гнездовые участки от других хищников, особенно четвероногих - лисиц, песцов и даже от волков, - под их защитой свободно размножаются другие полезные птицы, в частности гуси и утки. Этим они оберегают большое количество полезных птиц.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 194-197, знакомясь с особенностями жизнедеятельности птиц. Затем они читают текст о строении физиологических систем птиц на с. 194-197.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-4 на с. 198.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 66-67].

V.Самостійна работа учащихся

Пользуясь тетрадью [2], или тетрадкой [3, вкладыш, стр. 16], школьники выполняют лабораторную работа № 14 «Изучение особенностей строения скелета птиц».

Потом учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 198, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 44, ответить на вопросы 5, 6 после параграфа на с. 198.