СОЦИОЛОГИЯ ТЕАТРА - отрасль социологии искусства и худ. культуры, предметом исследования которой выступает театр как система социально-художественных отношений, их субъектов и ин-тов.
Распространенные определения "Театр - это публика", "Весь мир театр" (В. Шекспир) манифестируют зависимость его от потребностей общества. Уже Платон и Аристотель принимают соответствующие предмету категории С. т. ("художник", "публика", "театральные нужды" и др.).
Европейская традиция соціол. изучения театра имеет свои особенности. Англ. традиция связана с идеями ритуальности театра кембриджской культурантропології (В. Браун, Ф. Фергюсон). Франц. школа выделяет жанр социально-истор. и филос. описания социального контекста функционирования театра (Г. Гурвич, И. Девіньо). Нем. направления присущ методол.-теорет. анализ театра на основе развития общей теории социологии искусства в русле традиций нем. социальной философии и в сочетании с др. направлениям.
Театр рассматривается исследователями формальной школы в социологии (Г. Зіммель, Лерон Визе и др.) как "комплекс межчеловеческих взаимодействий", предопределенности достижений театра социальным контекстом (А. Зильберман, Х. Фюген и др.), концентрируя свое внимание на изучении влияния театральной деятельности на общество.
"Профессиональная" нем. социология театра за основу берет понимание театра как в-ва. Специфическая (худ.) С. т. изучает театр как ин-т культурного посредничества, феномен актерства (подразделение "социология актерства"), анализирует состав публики, эффективность деятельности театра. Значительное внимание уделяется публике как "пространственно-временной единства", "ассистенту" актерского ансамбля (Т. Адорно), определению степени ее театральности, перспективности, типологии, роли и функций. Активизация соціол, исследований, связанных в 70-х гг. с интенсивным развитием театральной жизни, упрочила позиции С. т. как соціол. отраслевой теории "среднего" уровня, расширила круг опыты, проблем. Так, в Швеции объектом исследования стали разновидности отношений театра с системой посредников, его взаимосвязь с культурной политикой, социокультурным фоном, др. формами сусп. сознания, функционирования театра как специфической социокультурной подсистемы общества. Все большее внимание уделяется театра как форме общения с культурой, определению эффективности влияния театра на отдельные группы публики и обратного влияния их реакции на развитие театра, его репертуар и творческую направленность.
В России С. т. была основана в 1895 г. режиссером Является. Карповым, а первой выдающейся работой стала моногр. И. Игнатова "Театр и зрители" (1916). В 20-х гг. значительный вклад в исследование публики сделали В. Мейерхольд, Н. Сац, А. Бардовский. В 90-х гг. сложились направления и школы С. т. в Москве (Г. Дадамян, В. Жидков, Н. Корниенко), Санкт-Петербурге (В. Дмитриевский), Свердловске (В. Волков, Л. Коган). Особенностью этих исследований в отличие от зап. является их комплексный характер с направленностью составление программ гос. регулирования театрального процесса. С. т. по сравнению с другими отраслями социологии искусства приобрела в бывшем СССР наибольшее развитие.
Соціол. исследования театра в Украине были начаты накануне Октябрьской революции 1917 г. в театре М.соловьева и приобрели интенсивного развития в 20-х гг. Средства С. т. использовались для определения худ. перспективности тех или др. направлений развития театра (Л.Курбас в театре "Березиль"). Зарождается с участием Л. Курбаса ответвления "социологии театрально-худ. воспитания". Изучается сельский театральный зритель (ж. "Деревенский театр", Харьков, 1927).
С 60-х гг. формируются элементы театральной социологии в Киеве (И. Зазюн, В. Гончар), Запорожье (О. Семашко, С. Паламарчук). В 80-х гг. было проведено комплексное всеукр. исследования социально-худ. эффективности деятельности театральных коллективов Украины (О. Семашко с участием И. Безгина, С. Паламарчука), которое было продолжено во времена перестройки и государства. Определены черты театрально-худ. трансформаций на протяжении времен застоя, перестройки и современного государства.
Современная социология театра характеризуется возрастающей комплексностью своих исследований, разветвленности направлений, вниманием к постмодерніст. тенденций развития театра, направлением определения его специфики как социокультурного ин-ту в системе социальных связей.