СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отраслевая социология, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи как социального ин-та и малой социальной группы. Семьей наз. основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, скрепленное взаимной ответственностью за воспитание детей, а также общностью быта и жилища. С. с. развивается в направлении двух парадигм. Первая: исследование истории семьи, анализ социальных закономерностей ее происхождения и эволюции услід. развитием социально-экон. жизни общества. При этом учитывается, что прогресс форм семьи присуща относительная самостоятельность. Вторая - изучение состояния современной семьи как социального ин-та.
При рассмотрении семьи как социального ин-та языков: сусп. сознание в сфере брачно-семейных отношений, узаг. характеристики семейного поведения отдельных групп населения по различным экон. и культурных условий, влияние сусп. нужд на характер отношений и образ жизни семьи, причины и последствия недостаточно высокой эффективности функционирования ин-та семьи тех или иных условий; социальный механизм изменения семейных норм и ценностей; эффективность реализации ин-том семьи своих основных функций в различных полет., социально-экон. и культурных условиях; соотношение образцовых семейных норм и ценностей и реального поведения членов семьи и т. д.
Исследования семьи как малой социальной группы ориентируется на изучение условий формирования, структуры и этапов развития современной семьи, распределение обязанностей в семье, причины и мотивы разводов и т. д. При изучении структуры семьи используются не только такие количественные показатели, как состав семьи, количество ее поколений, но и качественные характеристики: степень сплоченности, характер семейного взаимодействия, распределение социальных ролей и главенства в семье, структура семейного общения и др.
В становлении С. с. можно выделить следующие этапы (по классификации амер. социолога Г. Кристонсена): "перед - исследовательский" этап (до сер. XIX ст.), посвящен описанию семейных норм и традиций, в частности в фольклоре, филос. и худ. лит.; "социального дарвинизма" (кон. XIX ст.), для которого главным направлением стало изучение эволюции семьи как социального ин-та, в результате чего появились работы, содержащие широкие теорет. узаг. в истор. и социокультурный перспективе; "спонтанной науки" (первая пол. XX ст.), который характеризуется накоплением эмпирических данных относительно различных форм брачно-семейных отношений и отдельных стадий брака, так и большим количеством спекулятивных, не наук. работ о семье; планомерной построения теорий (с сер. XX в. до настоящего времени), который обозначают как "период самосознания". Для этого периода характерна определенная сист. знаний в области исследования брака и семьи и отдельные попытки анализа перспектив развития семьи.
В настоящее время особую актуальность для дальнейшего развития С. с. приобретает создание теории брачно-семейных процессов.
Сегодня чаще всего используются два теорет. подходы в исследовании семьи - теории функционализма и теории конфликта. Первая рассматривает семью, исходя из ее функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. Функционалистская концепция семье царила в зап. социологии в 50 - 60-х гг. Вторая (теория конфликта) делает акцент на распределении власти в семье и объясняет различные типы семейной структуры. По мнению сторонников этой теории, наилучшим является понимание сути семьи, что связано не с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами. Более точно определяет семью такая характеристика, как "характер борьбы, которая ведется за перераспределение материальных средств и труда по обслуживанию семьи и воспитанию детей.
Практически при изучении процессов, происходящих в семье, исследователи часто пользуются и функціоналістським подходом и теорией конфликта одновременно, то есть избегают преувеличения противоречий между этими подходами, И это понятно: семья выполняет много важных для общества функций, но при этом, как правило, ее жизнедеятельность не является свободной как от внутренних конфликтов, так и между семьей как социальным ин-том и более широким социумом.
С. с. выделяет следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного общения, репродуктивная, материального обеспечения, игровая, организационная. Для общества особенно важна эффективная реализация семьей репродуктивной и воспитательной функций, поскольку именно в семье происходит первичное формирование личности.
В настоящее время семья как социальный ин-т переживает сложный этап своего существования. Главными социальными проблемами здесь являются: снижение уровня брачности, рост разводов и количества супружеских пар, проживающих отдельно; распространение явления внебрачного сожительства; повышение уровня внебрачной рождаемости, рост количества неполных семей (с одним из родителей, как правило, матерью); преобладание однодітної семьи; перегрузки работающих женщин домашними обязанностями; рост количества малоимущих семей. Изучение закономерностей и противоречий развития семьи в современных условиях пока что отстает под потребности практики. Так, недостаточно исследованы семейные нормы; структура родственных связей; последствия разводов для супругов, что разводится, так и для их детей; взаимоотношения братьев и сестер в семье и т.д.