Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАНИЕ - теорет.-методол. направление соціол. мысли, сформировавшийся в конце XIX - нач. XX в. как альтернатива позитивист, концепции "единой методологии" естественных и социогуманитарных наук. Разработка методол. принципов С. г. имела важное значение с точки зрения антинатуралістичної переориентации соціол. мысли, ее поворота к изучению особенностей, структуры и смысла социального взаимодействия. Идейные источники С. г. восходят к античной эпохи, когда впервые была предпринята попытка концептуалізувати принципиальное различие между миром "идей" и "вещей", духом и природой (платонизм) - различие, которое приобрело принципиальное значение для христианской философии истории (Августин), средневековых логических учений (реализм и номинализм), дуализм Р.Декарта и т.д. Вместе с тем, начиная с Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница, продолжаются поиски "универсального метода" наук, познания.

Радикальным шагом на этом пути стали идеи "позитивного метода" О. Конта, в русле которых была начата социология как отдельная наука. Позитивный метод, взятый за основу контівської программы развития социологии, ориентировал исследователей таким образом, что качественное различие между природой и обществом, культурой нехтувалась. Это, в частности, имело место в натуралистических школах социологии. Вместе с тем широкое применение методов, методов в соціол. исследованиях давало возможность изучать количественные характеристики сусп. явлений, однако оставляли без внимания "субъективный фактор".

Как направление соціол. мысли С. г. конституируется под влиянием "неоідеалізму" конца XIX - нач. XX ст., в частности, неокантіанства и концепции "наук о духе" В. Дильтея. Неоідеалісти ставили целью высвободить методологию наук о культуре от влияния позитивист, натурализма. B. Дильтхей противопоставлял естественно-наук "объяснения" культурно-їстор. "пониманию". Впервые термин "С. р." употребил М. Вебер разработал клас. ее версию, хотя всю наук, наследие Вебера сводить к С. г. нельзя. Согласно Веберу только человеческому поведению присущи такие связи и регулярность, которые можно ясно истолковать. Социология - это наука, "которая стремится, интерпретируя, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и последствия". Люди придают своим действиям определенного субъективного смысла. Социальное действие по своему смыслу является такой, что соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Смысл действия, которое придают ей ее "агенты", не обязательно должен быть "объективно правильным". Однако социология стремится его понять, в т.ч. путем построения рациональных схем действия, ее идеальных типов. М. Вебер не противопоставляет понимание и эмпирическую верификацию, доказывая, что понимание в принципе доступное контроля методами "каузального сведения". Понимание смысла действия дает возможность выдвигать гипотезы, которые предстоит обосновать объективными наук, методами.

Одновременно с М.веберу и независимо от него версии C. г. предложили Ч.-Х. Кули, Дж. Г. Мид, В. Томас, Ф. Знанецький и др. Общим для этих мыслителей является стремление учитывать "субъективное измерение" социальной реальности, влияние представлений, чувств, символов на социальное взаимодействие и его результаты. Представители символ, интеракционизма разработали теорет. основы социологии личности, обратив внимание, в частности, противоречивое сочетание в структуре личности собственно личностного и інтерналізованого "социального" уровней. Концепция понимания является одной из теорет. основ императивного функционализма Т. Парсонса (учение о структуре и типовые переменные социального действия), хотя в дальнейшем Т. Парсонс склонен отдавать предпочтение "об'єктивуючим методам" - теории социальных систем.

Наиболее подробной и обоснованной попыткой дальнейшей разработки С. г. следует считать "феноменол. социологии" (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман и др.). На основании методол. принципов, разработанных М. Вебером и Э. Гуссерлем, А. Шюц стремится "деконструировать" социальные факты как объективные данности и выявить их субъективное основание. Понимание согласно А. Шюцом - это не столько метод социального познания, сколько универсальная предпосылка социального взаимодействия в целом. Ощутимое влияние идей С. г. заметен также в етнометодології (Г. Гарфинкеля, Э. Сікурел), теории коммуникативного действия (Ю. Хабермас), фреймовому анализе (Э. Хоффман) и др. Близкую к С. г. концепцию "понимания чужого Я" развивал известный рус. культуролог и литературовед М. Бахтин. Методы С. г. обнаруживают свою эвристическую пользу прежде всего там, где сусп. реальность рассматривается не только в ее объективном, а в субъективном, личностном измерении.