Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛЕГІЇ - одна из многих соціол. наук, занимающаяся изучением религ. феномена в различных его социальных аспектах. Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях касаются проблем религии. С. г. - одна из отраслевых соціол. дисциплин, что пользуется соціол. понятиями и метода для анализа отдельных социальных феноменов, в частности религии.

Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию, доступную для наблюдения, др. эмпирических методов исследования социального поведения человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религ. ин-ты и группы, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религ. группами, почему между ними возникают конфликты, что является основой ритуальных действий и т.д. Для социолога религ. верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, напр., для него существенное значение имеет вопрос не о том, истинные они или ложные, а о том, как эти верования наряду с религ. организациями влияют на поведение человека.

Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих религ. действий. При этих условиях не обязательно верования влияют на данный тип поведения: индивид может стать членом религ. группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религ. ин-ты, учреждения, организации могут влиять на поведение и вне верованиями, даже идти вразрез с ними, стимулируя при тех или иных обстоятельствах действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не устраняет того факта, что религ. действие - это действие осмысленное, т.е. ее основой являются определенные социальные регуляторы - нормы, ценности, верования, чаяния и преимущества, предоставляемые верующими индивидами или группами. Из этого можно сделать вывод, что религия как предмет соціол. анализа - это совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения, система структур и отношений по поводу религ. феномена, именно на нем "завязанных". Поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что касается понятия "религия".

С. г. начинает формироваться как наук, дисциплина примерно с сер. прошлого века. Своим возникновением она во многом обязана тем процессам в европейском обществе, начало которым положила эпоха Просвещения и антифеодальных бурж. революций. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-филос. критика феодальных сусп. отношений и церкви как социального ин-та, особенно со стороны франц. энциклопедистов XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро). Эта критика способствовала пробуждению интереса к вопросам о социальной обусловленности религии и ее роль в жизни общества. Религия выделяется из совокупности сусп. ин-тов как феномен особого вида, относительно которого другие сусп. реалии рассматриваются как светские, секулярные.

Одним из первых мыслителей нового времени, который обосновал возможность рассматривать религию с позиций наук, мышления, смотря только на суть дела и логику, не ссылаясь на теологию, был И.кант (1724 - 1804): разум обладает более сильными аргументами, чем те, что имеет в распоряжении церк. учение и священное писание.

Одна из особенностей социального развития зап. общества заключалась в возрастающей сложности и дифференциации сусп. ин-тов. В связи с этим возникал вопрос о роли религии в ряду таких факторов, как экономика, семья, образование, политика и т.д., о взаимосвязи с ними религии и о единстве общества, которое развивается путем возрастающей сложности и дифференциации. Особую остроту приобрел вопрос об отношении религ. идеологии, то есть теологии к науке, в которой просветители видели движущую силу развития общества.

В XIX в. социальная мысль представлена такими именами, как Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, но с самыми первыми шагами в этом направлении связано прежде всего имя франц. философа, ученого О. Конта. Труды их стали в полном смысле слова теорет. принципами в области социологии религии. Дальнейшее развитие С. г. пошел по пути намеченных ее родоначальниками подходов: религия и стабильность общества, религия и социальные изменения. Существенным дополнением к ним были труда Б.Малиновського (1884 - 1942) по вопросам религии и преодоления кризисов.