ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
"Грязные"
методы
Следует
сразу подчеркнуть, что негативная информация о кандидате не является "грязным" методом. Это
норма для любой западной избирательной кампании, где больше половины рекламных
роликов выдают негатив о противнике, а гораздо меньше времени уходит на
положительную рассказ о себе. Защититься от этого трудно. В нашей кампании
самый главный негативный и герой был только один. Поэтому властные структуры и
использовали все дозволенные и недозволенные методы по уменьшению информационных
ресурсов противников.
Появилась
и так называемая черная пропаганда. Это выдача информации, при
какой реальный источник ее старательно прячется, а вместо него оформляется новое
источник. Раньше были листовки против Мороза с
стороны коммунистов, которые были затем опровергнуты. Затем появились листовки, опять же
таки против Мороза,
со стороны объединения
"МЫ", которые тоже были опровергнуты на пресс-конференции С. Головатого и
других. В этом случае речь шла о поддержке В. Мороза олигархами, в числе которых заявлен и В. Рабинович, который потом даже подал в суд на
этого кандидата, так что его вряд ли можно было считать сторонником О. Мороза. Но какие бы опровержения не делались,
открытки получает одна аудитория, а опровержение - другая.
Впоследствии
в Киеве появилась также листовка против каневской четверки, которая объединила
кандидатов под крышей будущего присоединения к СССР и повторением военных
событий вроде Афганистана и гибели украинской молодежи. Есть. Марчук уже
выступил против такой интерпретации четверки. Но опять же опровержение
ушло в газете "День", листовки же висели на остановках, а это разные типы
читателей. Есть такой закон пропаганды, который требует это учитывать, даже не
спорить в подобных случаях, ибо в результате новая аудитория получает дозу
негативной информации. Знаете, как в шутке, то ли он украл пальто, то ли в него, но
что-то было...
Следует
также отметить, что три открытки были сделаны по одной схеме, можно
считать элементом диалога между кандидатами. Это открытка за Мороза, открытка против Кучмы и открытка
против Мороза. Все они сделаны как расшифровка
букв фамилии вроде М -
мудрый или К - коррупция. Нельзя сказать, что этот
метод является принципиально творческим. Он максимально прост, поэтому легко поддается
повторение. Необычным для Киева был тот факт, что листовки против Президента
спокойно висели на столбах, и столбы эти не падали...
В
Киеве появились листовки типа "Голосуешь за Марчука - выбираешь Мороза", где фамилия Мороза пишется с помощью двух
эсэсовских С вместо 3. Это одновременный удар по Марчуку, так и по Морозу,
авторы которого скрываются в ночи. По количеству подобной антирекламы можно было
почувствовать, что главным ее объектом стал О. Мороз.
Использовали
и такие российские методы "грязных" избирательных технологий, как объявление
фиктивных дат приездов кандидатов или их пресс-конференций. Люди собираются,
а ничего не происходит. И даже если люди и не возмущаются на конкретного кандидата,
то в любом случае результат для тех, кто порождает эти псевдоінформаційні
сообщения, есть.