Урок 46
Тема. Изменение существительных по образцу «один - много». Редактирования текста. Произношение и правописание слов ботинки, шестнадцать
Цель: закрепить знания учащихся о число существительных (без употребления терминов); совершенствовать умение детей изменять существительные по числам, определять число существительных; развивать память учащихся, умение работать по образцу; воспитывать культуру речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 205)
Проверка - индивидуальный опрос.
- Как могут изменяться слова - названия предметов?
- При выполнении упражнения вы встретились с двумя словарными словами. Какие это слова? Объясните их правописание.
- Что означает слово ботинки? Сколько предметов оно обозначает?
- Запишите это слово, а затем измените его так, чтобы оно обозначало один предмет.
- Составьте предложение со словом шестнадцать и запишите его.
2. Беседа
- Прочитайте слова, подумайте, как их можно разделить на две группы. Почему именно так? Объясните.
Листья, подруга, подснежники, море, дерево, луг, снег, ветер, цветы, леса, дубрава, поля, поляна.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем совершенствовать свои умения изменять слова - названия предметов, будем учиться исправлять ошибки в тексте, то есть редактировать его.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Работа в парах (упражнение 206)
Проверка - опрос пары.
Дополнительное задание
- Измените выбранные вами слова так, чтобы они обозначали много предметов. Изменены слова запишите.
2. Письмо по памяти (упражнение 207)
- Прочитайте стихотворение. О чем хотел рассказать нам поэт?
- Какие слова вам предлагают запомнить и использовать в речи? Какое значение они имеют?
Для изучения стихотворения можно организовать конкурс чтеца, работу в парах, когда ученики рассказывают стихотворение друг другу.
- Запишите стихотворение по памяти.
Проверка - самопроверка по учебнику.
- Найдите слова - названия предметов, которые обозначают один предмет. Устно измените их так, чтобы они обозначали много предметов.
3. Физкультминутка
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Редактирование текста (упражнение 208)
Учитель читает текст, выделяя голосом слово дети.
- Понравился ли вам текст? Что вы заметили?
Учитель объясняет, что такие повторы - языковая ошибка, поэтому при составлении текстов их надо избегать.
Коллективно текст совершенствуется, а записывается самостоятельно.
Дополнительное задание
- Найдите слова - названия предметов, которые обозначают один (много) предметов. Попробуйте эти слова изменить.
- Со всеми словами это удалось сделать?
- Почему в последнем предложении стоит восклицательный знак?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
- Найдите в упражнении 209 окличне предложения. Что передается восклицательным знаком?
- Прочитайте задание упражнения. Или все понятно?
VI. Итог урока
- Что мы учились делать на сегодняшнем уроке?
- Подберите несколько названий предметов и измените их по образцу «один - много».
- Что мы делали с текстом, чтобы его усовершенствовать?
VII. Домашнее задание
Упражнение 209.