УРОК № 45
Тема. Произношение и написание прилагательных на -ого, -его (повторение и углубление)
Цель: развивать у учащихся навыки правильного произношения и написания прилагательных на -ого, -его; правописания падежных окончаний прилагательных; согласования прилагательных с существительными; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут прилагательные на -ого, -его, падежные окончания прилагательных; согласовывают прилагательные с существительными; находят антонимы, подбирают синонимы к прилагательным.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Переведите прилагательные на русский язык. Выделите окончания.
Білого, приємного, спокійного, веселого, щирого.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Объяснительный диктант.
Запишите словосочетания. Объясните орфограммы. Обозначьте падеж существительных и прилагательных.
Жёлтый клюв лебедя; на маленьких островках болота; ловкая обезьяна; сильными крыльями; под солнечными лучами; с мощным зверем; над пушистым цыплёнком; забота о беззащитном птенчике; об удивительной истории.
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Составьте словосочетания из данных слов. Определите их род.
Душный, душистый (запах, вагон). Зубной, зубастый (врач, щука). Старый, старинный (изба, дворец). Дружный, дружественный (класс, привет). Пустой, пустынный (кабинет, берег).
КАРТОЧКА № 2
Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания прилагательных. С двумя словосочетаниями составьте предложения.
Радостный день, пушистое облако, высокое дерево, солнечный зайчик, пышный цветок, старый дуб, мягкая трава, тихая вода.
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 196.
- Тренировочные упражнения.
1. Запишите предложения, заменив именительный падеж прилагательных родительным. Выделите окончания.
Мы никогда не видели такого (красивое) озера. Туристы остановились отдохнуть возле (чудесный зелёный) дуба. У моей (старшая) сестры много книг. Окна (большой) дома были освещены.
2. Запишите предложения. Подчеркните орфограммы. Назовите прилагательные-антонимы. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Подберите к ним синонимы.
Только после доброго труда наступает добрый отдых. День сегодняшний — ученик вчерашнего. У короткого ума длинный язык. Согласного стада и волк не берёт.
3. Замените прилагательные синонимами. Выделите окончания.
Образец: красного заката — алого заката.
Волшебного голоса, душистого цветка, большого сада, глухого леса, смешного медвежонка, ледяного напитка, дальнего пути.
- Выборочный диктант.
Выпишите прилагательные с существительными, от которых они зависят, определите род, число, падеж, выделите окончания прилагательных.
Хорошо пахнет в весеннем лесу. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Бархатной зелёной травкой покрываются поляны. Дятел выстукивает весеннюю дробь. Играют у гигантской сосны белки. С ветки на ветку гоняются они по деревьям, встречают светлую, тёплую весну.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал: [1] § 38, 39.
2. Выполнить упражнение: [1] 434; [2] 289 (данные прилагательные записать в форме родительного падежа; выделить окончания).
V. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Что полезного для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Что для вас было трудным?