Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 45

Тема. Произношение и написание прилагательных на -ого, -его (повторение и углубление)

 

Цель: развивать у учащихся навыки правильного произношения и написания прилагательных на -ого, -его; правописания падежных окончаний прилагательных; согласования прилагательных с существительными; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут прилагательные на -ого, -его, падежные окончания прилагательных; согласовывают прилагательные с существительными; находят антонимы, подбирают синонимы к прилагательным.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Переведите прилагательные на русский язык. Выделите окончания.

Білого, приємного, спокійного, веселого, щирого.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Запишите словосочетания. Объясните орфограммы. Обозначьте падеж существительных и прилагательных.

Жёлтый клюв лебедя; на маленьких островках болота; ловкая обезьяна; сильными крыльями; под солнечными лучами; с мощным зверем; над пушистым цыплёнком; забота о беззащитном птенчике; об удивительной истории.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Составьте словосочетания из данных слов. Определите их род.

Душный, душистый (запах, вагон). Зубной, зубастый (врач, щука). Старый, старинный (изба, дворец). Дружный, дружественный (класс, привет). Пустой, пустынный (кабинет, берег).

 

КАРТОЧКА № 2

Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания прилагательных. С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Радостный день, пушистое облако, высокое дерево, солнечный зайчик, пышный цветок, старый дуб, мягкая трава, тихая вода.

 

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 196.

Тренировочные упражнения.

1. Запишите предложения, заменив именительный падеж прилагательных родительным. Выделите окончания.

Мы никогда не видели такого (красивое) озера. Туристы остановились отдохнуть возле (чудесный зелёный) дуба. У моей (старшая) сестры много книг. Окна (большой) дома были освещены.

2. Запишите предложения. Подчеркните орфограммы. Назовите прилагательные-антонимы. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Подберите к ним синонимы.

Только после доброго труда наступает добрый отдых. День сегодняшний — ученик вчерашнего. У короткого ума длинный язык. Согласного стада и волк не берёт.

3. Замените прилагательные синонимами. Выделите окончания.

Образец: красного заката — алого заката.

Волшебного голоса, душистого цветка, большого сада, глухого леса, смешного медвежонка, ледяного напитка, дальнего пути.

Выборочный диктант.

Выпишите прилагательные с существительными, от которых они зависят, определите род, число, падеж, выделите окончания прилагательных.

Хорошо пахнет в весеннем лесу. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Бархатной зелёной травкой покрываются поляны. Дятел выстукивает весеннюю дробь. Играют у гигантской сосны белки. С ветки на ветку гоняются они по деревьям, встречают светлую, тёплую весну.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: [1] § 38, 39.

2. Выполнить упражнение: [1] 434; [2] 289 (данные прилагательные записать в форме родительного падежа; выделить окончания).

 

V. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Что полезного для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Что для вас было трудным?