ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
 
ВОПРОС 
И ЗАДАЧИ ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ (7-9 БАЛЛОВ)
 
Вопрос
1. Через какие две причины минеральные 
удобрения нужно использовать экономно?
2. Почему трудно бороться с сорняками?
3. Почему человек все-таки имеет 
вмешаться в экосистему заповедника, охраняется, в случае лесного пожара 
или массового заболевания животных?
 
Задание «Один за одним»
Расставьте предложенные примеры в 
порядке увеличения определенной характеристики.
1. Распределите растения леса по ярусам 
- от самого низкого до самого высокого:
лесная земляника, ель, мох, шиповник, 
черемшина.
Ответ: мох, лесная земляника, 
шиповник, черемуха, ель.
2. Распределите почвы по степени 
плодородия от наименее плодородного к наиболее плодородного: чернозем, подзолистые почвы, 
каштановые почвы, серые лесные почвы.
Ответ: подзолистые, серые лесные, 
каштановые, черноземы.
3. Распределите растения по саду 
сроками созревания плодов - от ранньолітніх до позднеосенних: яблоко белый 
налил, малина, абрикос, яблоко антонівське, клубника.
Ответ: клубника, малина, яблоко 
белый налив, абрикос, антонівське яблоко.
 
Игра «Верю - не верю»
Ее можно проводить на любом 
уроке в устной или письменной форме. Если подобные вопросы учитель ставит в 
письменной форме, то ученики рядом с утверждением ставят букву В (верю) или знак 
плюс, если согласны с утверждением, и ставят букву Н (не верю) или знак минус, 
если не согласны с утверждением. Во время проведения подобного опроса в устной 
форме учитель может попросить исправлять ложное утверждение, то есть называть 
правильное или обосновать свое несогласие.
1. В состав природных экосистем 
входят живые организмы, а в составе искусственных экосистем их нет. Н
2. К ранневесенних растений относятся 
ветреница, подснежник, подснежник. В
3. На солончаковых почвах 
растительность беднее, чем на других видах почв, за повышенное содержание солей. 
В
4. Азотные, фосфатные и калийные 
удобрения - это примеры органических удобрений. Н
5. Вносить эти удобрения в почву можно 
в неограниченном количестве - чем больше удобрений, тем лучше почвам и растениям. Н
6. Ухаживая за садом, необходимо 
подрезать некоторые зеленые и большие ветви, чтобы крона дерева была розложистою, а 
плоды - большими. В
7. Вредных для сада насекомых и их 
личинки можно собирать с ветвей вручную. В
8. От весенних заморозков цветущий 
сад защищают искусственным задымлением - теплее, чем воздух, дым согревает цветущие 
ветви деревьев. В
9. Биологический способ борьбы со 
вредителями культурных растений заключается в использовании ядохимикатов. Н
10. В экосистемах поля и сада 
растения и животные объединены цепями питания. В
 
Задача «Третий - лишний»
Ученикам дают перечень понятий, 
сгруппированных по 3-4 примера. В каждой группе примеров один не соответствует теме, 
какой отвечают другие примеры из этой группы. Учитель может давать задания или 
только найти неподходящий логическом ряду пример, или как дополнительное задание - 
добавить собственный пример, который не нарушает логический ряд.
1. Искусственные экосистемы: парк - лес - 
сад.
2. Природные экосистемы: поле - 
болото - степь.
3. Природные экосистемы: аквариум - 
река - озеро.
4. Хвойные экосистемы: ель - 
сосна - ковыль.
5. Сорняки: цикорий - чертополох - 
ландыш.
6. Животные пресной водоема: 
водомірка - жук - лягушка.
7. Органические удобрения: навоз - песок - 
торф.
8. Минеральные удобрения: азотные - 
солончаковые - фосфатные.
9. Полезные насекомые: муравей - солнышко 
- саранча.
10. Ядохимикаты - севооборот - 
привлечение птиц.
 
Игра «Найди ошибку»
Возможны два варианта ее проведения. 
В первом случае учитель дает ученикам заранее подготовленный текст и 
просит найти в нем ошибки (можно указать их общее количество). Среди 
таких ошибок 2-3 могут быть явными, 2-3 типичными и 1-2 малозаметными. Для 
нахождения малозаметных ошибок необходимо хорошее знание изученного материала.
Эту же игру можно использовать как 
командную. Каждая команда готовит дома рассказ по определенной (одинаковой для всех 
команд) темой и с одинаковым количеством ошибок. Во время встречи на уроке или 
внеклассном мероприятии этот текст предлагают команде-сопернице. В этом случае 
возможно соревнование - кто больше «спрячет» и кто больше найдет ошибок в тексте.
Приведенный ниже текст можно 
использовать как пример, так и как основной.
Организмы в природе существуют 
изолированно друг от друга. В термине «экосистема» корень «эко» в переводе с 
греческого означает «погреб». Таким образом каждую экосистему населяют присущие ей 
подземные животные. Искусственная водная экосистему, называется террариум. Заповедники - 
это территории, где запрещены все виды хозяйственной деятельности, кроме рыбной 
ловли. Участки нетронутой степи сохранились в Украине только в заповедниках, 
потому что климат этой экосистемы прохладный и дождливый, удобный для сельского 
хозяйства. В экосистеме озера, реки или пруда растительный мир богаче на 
дни - там больше света, тепла и кислорода. Дождевые черви и клещи относятся к 
вредителей культурных растений. Если искусственные экосистемы (поле, сад, огород) кормят 
человека, то естественные (лес, озеро) - действуют раздражающим на нервную систему людей.