Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

 

ВОПРОС И ЗАДАЧИ ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ (7-9 БАЛЛОВ)

 

Вопрос

1. Через какие две причины минеральные удобрения нужно использовать экономно?

2. Почему трудно бороться с сорняками?

3. Почему человек все-таки имеет вмешаться в экосистему заповедника, охраняется, в случае лесного пожара или массового заболевания животных?

 

Задание «Один за одним»

Расставьте предложенные примеры в порядке увеличения определенной характеристики.

1. Распределите растения леса по ярусам - от самого низкого до самого высокого:

лесная земляника, ель, мох, шиповник, черемшина.

Ответ: мох, лесная земляника, шиповник, черемуха, ель.

2. Распределите почвы по степени плодородия от наименее плодородного к наиболее плодородного: чернозем, подзолистые почвы, каштановые почвы, серые лесные почвы.

Ответ: подзолистые, серые лесные, каштановые, черноземы.

3. Распределите растения по саду сроками созревания плодов - от ранньолітніх до позднеосенних: яблоко белый налил, малина, абрикос, яблоко антонівське, клубника.

Ответ: клубника, малина, яблоко белый налив, абрикос, антонівське яблоко.

 

Игра «Верю - не верю»

Ее можно проводить на любом уроке в устной или письменной форме. Если подобные вопросы учитель ставит в письменной форме, то ученики рядом с утверждением ставят букву В (верю) или знак плюс, если согласны с утверждением, и ставят букву Н (не верю) или знак минус, если не согласны с утверждением. Во время проведения подобного опроса в устной форме учитель может попросить исправлять ложное утверждение, то есть называть правильное или обосновать свое несогласие.

1. В состав природных экосистем входят живые организмы, а в составе искусственных экосистем их нет. Н

2. К ранневесенних растений относятся ветреница, подснежник, подснежник. В

3. На солончаковых почвах растительность беднее, чем на других видах почв, за повышенное содержание солей. В

4. Азотные, фосфатные и калийные удобрения - это примеры органических удобрений. Н

5. Вносить эти удобрения в почву можно в неограниченном количестве - чем больше удобрений, тем лучше почвам и растениям. Н

6. Ухаживая за садом, необходимо подрезать некоторые зеленые и большие ветви, чтобы крона дерева была розложистою, а плоды - большими. В

7. Вредных для сада насекомых и их личинки можно собирать с ветвей вручную. В

8. От весенних заморозков цветущий сад защищают искусственным задымлением - теплее, чем воздух, дым согревает цветущие ветви деревьев. В

9. Биологический способ борьбы со вредителями культурных растений заключается в использовании ядохимикатов. Н

10. В экосистемах поля и сада растения и животные объединены цепями питания. В

 

Задача «Третий - лишний»

Ученикам дают перечень понятий, сгруппированных по 3-4 примера. В каждой группе примеров один не соответствует теме, какой отвечают другие примеры из этой группы. Учитель может давать задания или только найти неподходящий логическом ряду пример, или как дополнительное задание - добавить собственный пример, который не нарушает логический ряд.

1. Искусственные экосистемы: парк - лес - сад.

2. Природные экосистемы: поле - болото - степь.

3. Природные экосистемы: аквариум - река - озеро.

4. Хвойные экосистемы: ель - сосна - ковыль.

5. Сорняки: цикорий - чертополох - ландыш.

6. Животные пресной водоема: водомірка - жук - лягушка.

7. Органические удобрения: навоз - песок - торф.

8. Минеральные удобрения: азотные - солончаковые - фосфатные.

9. Полезные насекомые: муравей - солнышко - саранча.

10. Ядохимикаты - севооборот - привлечение птиц.

 

Игра «Найди ошибку»

Возможны два варианта ее проведения. В первом случае учитель дает ученикам заранее подготовленный текст и просит найти в нем ошибки (можно указать их общее количество). Среди таких ошибок 2-3 могут быть явными, 2-3 типичными и 1-2 малозаметными. Для нахождения малозаметных ошибок необходимо хорошее знание изученного материала.

Эту же игру можно использовать как командную. Каждая команда готовит дома рассказ по определенной (одинаковой для всех команд) темой и с одинаковым количеством ошибок. Во время встречи на уроке или внеклассном мероприятии этот текст предлагают команде-сопернице. В этом случае возможно соревнование - кто больше «спрячет» и кто больше найдет ошибок в тексте.

Приведенный ниже текст можно использовать как пример, так и как основной.

Организмы в природе существуют изолированно друг от друга. В термине «экосистема» корень «эко» в переводе с греческого означает «погреб». Таким образом каждую экосистему населяют присущие ей подземные животные. Искусственная водная экосистему, называется террариум. Заповедники - это территории, где запрещены все виды хозяйственной деятельности, кроме рыбной ловли. Участки нетронутой степи сохранились в Украине только в заповедниках, потому что климат этой экосистемы прохладный и дождливый, удобный для сельского хозяйства. В экосистеме озера, реки или пруда растительный мир богаче на дни - там больше света, тепла и кислорода. Дождевые черви и клещи относятся к вредителей культурных растений. Если искусственные экосистемы (поле, сад, огород) кормят человека, то естественные (лес, озеро) - действуют раздражающим на нервную систему людей.