ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
ВОПРОС
И ЗАДАЧИ ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ (7-9 БАЛЛОВ)
Вопрос
1. Через какие две причины минеральные
удобрения нужно использовать экономно?
2. Почему трудно бороться с сорняками?
3. Почему человек все-таки имеет
вмешаться в экосистему заповедника, охраняется, в случае лесного пожара
или массового заболевания животных?
Задание «Один за одним»
Расставьте предложенные примеры в
порядке увеличения определенной характеристики.
1. Распределите растения леса по ярусам
- от самого низкого до самого высокого:
лесная земляника, ель, мох, шиповник,
черемшина.
Ответ: мох, лесная земляника,
шиповник, черемуха, ель.
2. Распределите почвы по степени
плодородия от наименее плодородного к наиболее плодородного: чернозем, подзолистые почвы,
каштановые почвы, серые лесные почвы.
Ответ: подзолистые, серые лесные,
каштановые, черноземы.
3. Распределите растения по саду
сроками созревания плодов - от ранньолітніх до позднеосенних: яблоко белый
налил, малина, абрикос, яблоко антонівське, клубника.
Ответ: клубника, малина, яблоко
белый налив, абрикос, антонівське яблоко.
Игра «Верю - не верю»
Ее можно проводить на любом
уроке в устной или письменной форме. Если подобные вопросы учитель ставит в
письменной форме, то ученики рядом с утверждением ставят букву В (верю) или знак
плюс, если согласны с утверждением, и ставят букву Н (не верю) или знак минус,
если не согласны с утверждением. Во время проведения подобного опроса в устной
форме учитель может попросить исправлять ложное утверждение, то есть называть
правильное или обосновать свое несогласие.
1. В состав природных экосистем
входят живые организмы, а в составе искусственных экосистем их нет. Н
2. К ранневесенних растений относятся
ветреница, подснежник, подснежник. В
3. На солончаковых почвах
растительность беднее, чем на других видах почв, за повышенное содержание солей.
В
4. Азотные, фосфатные и калийные
удобрения - это примеры органических удобрений. Н
5. Вносить эти удобрения в почву можно
в неограниченном количестве - чем больше удобрений, тем лучше почвам и растениям. Н
6. Ухаживая за садом, необходимо
подрезать некоторые зеленые и большие ветви, чтобы крона дерева была розложистою, а
плоды - большими. В
7. Вредных для сада насекомых и их
личинки можно собирать с ветвей вручную. В
8. От весенних заморозков цветущий
сад защищают искусственным задымлением - теплее, чем воздух, дым согревает цветущие
ветви деревьев. В
9. Биологический способ борьбы со
вредителями культурных растений заключается в использовании ядохимикатов. Н
10. В экосистемах поля и сада
растения и животные объединены цепями питания. В
Задача «Третий - лишний»
Ученикам дают перечень понятий,
сгруппированных по 3-4 примера. В каждой группе примеров один не соответствует теме,
какой отвечают другие примеры из этой группы. Учитель может давать задания или
только найти неподходящий логическом ряду пример, или как дополнительное задание -
добавить собственный пример, который не нарушает логический ряд.
1. Искусственные экосистемы: парк - лес -
сад.
2. Природные экосистемы: поле -
болото - степь.
3. Природные экосистемы: аквариум -
река - озеро.
4. Хвойные экосистемы: ель -
сосна - ковыль.
5. Сорняки: цикорий - чертополох -
ландыш.
6. Животные пресной водоема:
водомірка - жук - лягушка.
7. Органические удобрения: навоз - песок -
торф.
8. Минеральные удобрения: азотные -
солончаковые - фосфатные.
9. Полезные насекомые: муравей - солнышко
- саранча.
10. Ядохимикаты - севооборот -
привлечение птиц.
Игра «Найди ошибку»
Возможны два варианта ее проведения.
В первом случае учитель дает ученикам заранее подготовленный текст и
просит найти в нем ошибки (можно указать их общее количество). Среди
таких ошибок 2-3 могут быть явными, 2-3 типичными и 1-2 малозаметными. Для
нахождения малозаметных ошибок необходимо хорошее знание изученного материала.
Эту же игру можно использовать как
командную. Каждая команда готовит дома рассказ по определенной (одинаковой для всех
команд) темой и с одинаковым количеством ошибок. Во время встречи на уроке или
внеклассном мероприятии этот текст предлагают команде-сопернице. В этом случае
возможно соревнование - кто больше «спрячет» и кто больше найдет ошибок в тексте.
Приведенный ниже текст можно
использовать как пример, так и как основной.
Организмы в природе существуют
изолированно друг от друга. В термине «экосистема» корень «эко» в переводе с
греческого означает «погреб». Таким образом каждую экосистему населяют присущие ей
подземные животные. Искусственная водная экосистему, называется террариум. Заповедники -
это территории, где запрещены все виды хозяйственной деятельности, кроме рыбной
ловли. Участки нетронутой степи сохранились в Украине только в заповедниках,
потому что климат этой экосистемы прохладный и дождливый, удобный для сельского
хозяйства. В экосистеме озера, реки или пруда растительный мир богаче на
дни - там больше света, тепла и кислорода. Дождевые черви и клещи относятся к
вредителей культурных растений. Если искусственные экосистемы (поле, сад, огород) кормят
человека, то естественные (лес, озеро) - действуют раздражающим на нервную систему людей.