ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ - соотносима оценка сусп. значимости профессий, состоит в сусп. мнении. П. п. как явление сусп. мысли имеет ценностно-нормативную природу и субординує отношение к профессиям в зависимости от их сусп. значимости и привлекательности для индивидов на основании определенной системы ценностей.
П. п. в сусп. мнении складывается в значительной степени под влиянием оценки профессий сусп. институтами. Последние оценивают профессии в зависимости от их значения для дела решения проблем, которые стоят перед обществом, и определяют подходящий приоритет одних профессий над другими. В соответствии с этим значением дифференцируется также материальное и моральное вознаграждение работников, занятых соответствующим профессиональным трудом.
Основой П. является не только оценка их сусп. институтами, но и собственный опыт и оценки индивидов. Свое отношение к профессии определяет лицо как на основании ее значимости для общества, так и в соответствии с ее возможностями удовлетворить свои определенные потребности. Первый из вышеназванных критериев является источником уважения индивида к профессии, второй - ее привлекательности.
И важнейшим для П. п. является ее социально-экон. статус: мера морального и материального вознаграждения, совокупность условий, которые предоставляет профессия для развития личности и т.д.
Изучение оценок П. п. в сусп. мнении или в сознании определенных социальных групп средствами социологии дает возможность построить шкалу П. п., которая соответствует (примерно) иерархии престижа, состоит в сусп. мнении.
Сусп. П. п. в процессе своего функционирования оказывает обратное влияние на личное отношение индивидов к профессиям. При этом критериями П. п. в сознании индивидов является, с одной стороны, свойства профессий, с другой - знаки или символы этих свойств. В процессе профессионального самоопределения индивидов эти знаки или символы являются средствами ориентации в мире профессий, потому что отдельный человек не в состоянии познать все виды труда и профессии на основании личного опыта. Они, таким образом, выполняют информационно-поисковую роль. Средствами познания мира профессий является прежде всего символы престижа, функцию которых могут выполнять самые разнообразные;, даже неожиданные» предметы - напр. с фасон одежды, манера поведения, профессиональный жаргон и т.д. Человеку свойственно идентифицировать себя с обладателем престижной профессии, подражать его поступки, мысли» стиль поведения и на этом основании строить намерения относительно выбора данной профессии.
Иерархия П. п. в сусп. мысли является показателем социально-профессиональных ориентаций населения, особенно молодежи, и по сравнению со структурой занятости свидетельствует о мере соответствия последней трудовым предпочтениям и запросам людей. Влияние средств массовой коммуникации на иерархию П. п. состоит в сознании определенных социальных групп, является малорезультативным. Этом воздействия присуща определенная стабильность во времени, а частичные сдвиги в этом могут быть связаны с изменением свойств профессий и ценностных ориентаций индивидов и социальных групп,