ТРУД - фундаментальный фактор существования и развития человеческого общества, благодаря которому оно производит средства к жизни, материальные и духовные богатства, обеспечивает социальный способ бытия человека. В общ. науч. значении понятие П., по определению К.Маркса, означает процесс, происходящий между человеком и природой, процесс, в котором человек своей непосредственной деятельностью регулирует, контролирует и опосредствует обмен веществ между собой и природой. Как соціол. категория, П. по своему содержанию является социальным способом бытия человека, оказывается в целостной совокупности ее, человека, социальных функций - материально-обеспечительной, социализирующей (соціоформуючої), цілереалізуючої, соціогенеруючої, стратифікуючої, коммуникативной и социокультурной. За различными парадигмами сусп. значение и детерминирующий диапазон работы толкуются либо как универсальные и решающие (марксист, парадигма), либо как равнозначные с другими факторами и составляющими сусп. жизни людей (функціоналіст., феноменол., культурологическая и др. парадигмы).
П. как социальному явлению присущи следующие характеристики: социально-природная, субъективно-объектная двойственность, рівневість; структурная упорядоченность; суб'єктоцентризм, динамичность (текучесть), целеустремленность и др.
Двойственность характеристик П. заключается в органическом единстве ее предметно-вещественных, природных, технико-технол. и функциональных факторов, с одной стороны, и социальных, социально-субъектных, человеческих факторов - с другой. Двойственность П. отражается прежде всего в понятиях ее содержания и характера. Содержанием П. является определенная совокупность предметно-вещественных и функционально-технол. признаков конкретных ее видов. С этой стороны П. может быть содержательной или несодержательной, разнообразной или односторонней, сложной или простой, творческой или рутинной, механизированной или немеханізованою (ручной), физ. или умственным и др. Кроме понятия содержания П., есть и другие понятия, которые отражают ее с функциональной стороны: специализация, специальность, профессия, квалификация. Характер П. - совокупность социальных, социально-истор. ее признаков, взятых с точки зрения статуса, положения или позиции самого субъекта П. С этой стороны П. может быть свободной или зависимой, управленческой или исполнительской, самоврядувальною или наемным, престижной или непрестижной и т.д.
Рівневість как одна из структурных характеристик П. означает, что последняя может проявляться и, следовательно, рассматриваться на сусп., групповом и личностном уровнях. На сусп. уровне речь идет о типологические характеристики П., что отражают ее существенные формационные или социокультурные черты, а также о присущих тому или иному сусп. ладовые механизмы функционирования разновидностей совокупной П., трудовых отношений и трудового поведения. На этом уровне мы имеем дело с такими характеристиками сусп. П., как ее распределение, специализация, обмен. На групповом уровне изучаются специфические особенности П., присущие различным сообществам (коллективам, кооперативам, корпорациям, организациям) как ее групповым субъектам. Личностный уровень рассмотрения П. предполагает анализ П. отдельного работника, его статусных и демогр. характеристик, связанных с конкретным местом работы, конкретным видом занятий, конкретным социальным средой.
Структурная упорядоченность П. конституирует те ее типологические признаки и проявления, фиксируемые такими понятиями, как форма, вид, организация П., управление процессами П. или трудовой деятельностью.
Суб'єктоцентризм - одна из важнейших характеристик П, как социального явления. По этой характеристике, всепроникливим фактором, который интегрирует все составляющие человеческой П. в целостную систему, является человек как социальный субъект, который характеризуется определенной трудовой деятельностью и поведением, отношением к своей П., трудовыми ориентациями, установками и т,д. Он нуждается в стимулировании и мотивации.
Динамичность (текучесть) является той характеристикой , отражающей ее подвижность или изменчивость как в истор., так и в буттєвому или ситуативном отношении. Имеют в виду, во-первых, развитие, эволюцию, изменения, происходящие в содержании и характере П, с переходом от одного истор. типа (этапа) общества к другому, и, во-вторых, функционирование П,, то есть те изменения, преобразования, которые обозначаются понятиями трудовой мобильности, трудовой передвижения, профессионального роста, текучести рабочей силы, перемены ГІ. в пределах определенного типа в-ва или общества.
Важной проблемой относительно определения сущности, содержания и социальных признаков II. является поиск ее критериев, которые бы давали возможность отличать П от других видов человеческой деятельности. Системно-интегрированный характер последней довольно часто приводит к таким ситуациям, когда слишком сложно определить тот или иной вид деятельности именно как П. Или может быть названа П. деятельность предпринимателя, посредника, солдата или спортсмена, священника или гадалки? При решении таких вопросов, когда дело касается эмпирического уточнения понятий, нужно принимать во внимание три содержательные социальные признаки, присущие любым разновидностям или конкретным формам П. Это, во-первых, продуктивная включенность конкретной человеческой деятельности к совокупной сусп.. П.: эта деятельность только тогда , когда ее интеграция в систему сусп. П обеспечивает рост материальных и духовных богатств общества. Следовательно, если деятельность предпринимателя - посредника стимулирует развитие в-ва, способствует инвестициям капитала в производственную сферу, то она является П. Если деятельность военнослужащего служит делу установления конструктивного мира и не являются акциями деструктивной агрессии, то ее тоже следует квалифицировать как П. (ратное П. ) Есть также П. деятельность священника, если она выполняет функции социальной терапии (профилактики) и поддержки морального состояния людей, повышая их жизненный тонус и, следовательно, производительность П. Во-вторых, признаком П. является екзотеризація определенного вида деятельности, т.е. последняя является П, тогда, когда в форме внешнего результата она приобретает независимого от субъекта существования (для производителя таким результатом является продукт П., для учителя - знания, умения и навыки его учеников, для врача - здоровье пациентов; для актера - состояние катарсиса зрителей подобное). В-третьих, екзотеризація деятельности приобретает признаки П. лишь тогда, когда ее последствия имеют актуальную или потенциальную сусп. ценность. Только наличие и органическое единство этих трех критериальных признаков дает основания считать П. тот или иной конкретный вид человеческой деятельности.