Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835 - 1891) - выдающийся рус. ученый-лингвист, соціол. проблемы творчества которого еще не исследованы. Род. в с. Гавриловка Роменского эт. Полтавской губ. Учился на юридическом и историко-филол. ф-тах Харьковского ун-та, где после окончания работал проф., зав. кафедрой, с 1875 г. - член-кор. Петербургской АН. Автор работ "Первые шаги войны Хмельницкого" (канд. дис.), "Мысль и язык", "Из записок по теории словесности", "О некоторых символах в славянской народной поэзии", "Язык и народность", "О национализме" и др.

Вслед за В. Гумбольдтом, Г. Штейнталем начинает психол. направление в языкознании, в контексте которого исследует и социальную проблематику, известную в социологии как "психология народов". Исследуя общение путем языковых контактов, П. раскрывает многочисленные социокультурные явления, в которых язык является существенным фактором их существования и по содержанию, и по форме. Подчеркивая, что "непременным условием существования народа есть единство языка" и рассматривая процесс общения, П. показывает, как благодаря единству взаимосвязей между членами этноса состоит общность представлений, верований, "черты склада мышления", форм духовной жизни и культуры в целом. На этой основе возникает "дух народа" - его ментальность, культура, способы жизнедеятельности и др., раскрывает общ. соціол. закономерности развития познавательных процессов.

Познания природного и социального мира идет от міфол., конкретно-чувственного, образного знания, которое через аналогию объясняет неизвестное через известное, а со временем возвышается до уровня наук, знания. В труде "Из записок по теории словесности" П. подчеркивал сусп. характер языка, однако в общении человека с человеком является еще и ее индивидуальный, личностный смысл, когда возможно не только понимание, но и недоразумения между субъектами общения. В этом П. усматривал один из источников появления новых идей и проблем, которые со временем решаются и становятся сусп. достоянием. На смену міфол. приходит наук, знания. Оно основывается на своеобразных "тавтологіях": наук, понятия фиксируют объекты, явления или их свойства и будто отождествляются с ними, рассматриваются как их соответствующая мислена модель. Это создает возможность наук, познание причин и законов развития явлений.

Удачно соединив диалектику индивидуального и общ. в изучении процессов общения и познания, П. раскрыл роль каждого из них в этих сложных процессах и тем самым снял проблемы филос., психол. и соціол. "реализма" и "номинализма" - что считать за первичное, определяющее - единичное или общ. в явлениях сусп. жизни (индивида или группу, личность или общество, этнос, сообщество). Они органически взаимосвязаны, и одно не существует без другого.

Анализируя формы духовного творчества народов, раскрывая общ. тенденции и закономерности формирования мышления, познания (от мифологии до искусства и науки), П. показывает, что их основой является народное творчество, что все это идет от "народного духа". Народ - творец цивилизации и культуры Культура каждого этноса - самобытная, неповторимая. Благодаря общению "народностей" они усваивают элементы других культур, трансформируя их через свой "народный дух". Уникальность каждой этнической культуры обогащает содержание общ. человеческой культуры, которая является интегративным результатом культурного взаимодействия всех народов, а потому развитие цивилизации происходит в «видах всего человечества"..

П. рассматривал проблему будущего наций и подчеркивал, что исчезновение хотя бы одного из существующих народов будет огромной потерей для всего человечества, потому что приведет к гибели целой группы интеллектуально-культурных процессов, потери уникальной "системы приемов мышления", порождаемых языком этих этносов. Он критиковал как неприемлемую ("условную") идею замены "различия языков одной общ. человеческим", поскольку последствия будут катастрофические и приведут к "снижению уровня мысли", обнищание системы средств познания, путей "осознание эстетических и нравственных идеалов" и др.

Далек от политики П. (во времена валуевского циркуляра и Эмского акта на запрет украинского языка) на нач. 60-х гг. в работе "Язык и народность" в академ. форме поднимает проблему денационализации и остро критикует связанные с ней процессы без ссылок на конкретные факты. Денационализация, писал ученый, порождает "мерзость запустения", а "народность, которая поглощается другой, вносит в эту последнюю начала распада". Это был гениальный прогноз последствий тотальной русификации народов. Однако, по мнению П., ни один народ добровольно не откажется от своего языка, и поэтому полная денационализация невозможна, но она может ослабить традиции между старшим и младшим поколениями.

В творчестве П. ставится много др. соціол. проблем, напр., о значении субъективного фактора в истории, о специфике развития социального знания и познания, влияние авторитета на эти процессы и много других идей, которые в современной наук, в литературе, в частности соціол., еще не стали предметом анализа.