ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ - течение в соціол. теоретизировании, что появилась в 70-х гг. XX ст., связана не только с видозмінюванням общ. структуралист, подхода к социальной реальности, но и изменениями в этой реальности. Структурализм питался стремлением преодолеть суб'єктивістське (преимущественно экзистенциалист.) видение социального мира и сосредоточился на процессах модернизации (развития) общества, тогда как в плоскости пост - структураліст. подхода - одновременно с развитием общих об'єктивістських основ - упор делается на отражении феноменов, которые ассоциируются с постмодерніст. движением, с чертами уже постиндустриального общества. Ведущие теоретики постструктурализма (или еще неоструктуралізму) М. Фуко, Э. Гидденс, Ж. Деррида и др. причастны и к интеллектуального движения постмодернизма в социальном мышлении. От своих предшественников сторонники постструктурализма отличаются, кроме новых акцентов, менее жесткой ориентацией на структурные характеристики и вниманием к другим сусп. факторов.
Главная отличительная черта этого подхода - традиционно значительный интерес к проблемам языка, лингвистики, обращение к формам речевой деятельности как наук, основы социального познания по формуле Ж.-Ф. Льотара: "научное знание является формой дискурса", или, по Лемером, "язык теперь является центральной отправной точкой для всех попыток познания, действия и существования". Социальный мир рассматривается в виде серии текстов, которые должны быть истолкованы через сравнение с другими текстами. Основа этого подхода или понимание социального мира составляют четыре тезиса: теорет. знания является формой дискурса, результатом которого являются тексты; эмпирическая реальность, с которой сталкивается и которое объясняет теория, тоже представляет собой совокупность текстов (опрос, статист, данные, видео...); содержание эмпирических текстов зависит от того, с т. зр. которых теорет. основ они прочитываются; изучение эмпирических текстов обеспечивает лучшее понимание изучаемого, чем любые другие виды эмпирического анализа.
Фундаментальной идеей постструктураліст. подхода является отрицание универсалий социальной всеобщности. В отличие от позитивистов, которые стремятся выявить законы, организующую силу, которая объединяет мир, теоретики этого направления делают акцент на различиях, которые являются устоями мира, на том, что он является таким, каким он есть, именно благодаря его разнообразию. Следовательно, отсюда и социологи должны изучать группы меньшинств, своеобразные сообщества, культурно-ценностные ориентации и т.д. Выдвигается также теорет.-медотол. принцип "децентрализации предмета изучения", то есть отход от фокусации внимания на конкретно действующей личности, ее сознания, субъективной мотивации и в более общ. плане - от гуманизации социального познания. В центре анализа, с аргументами сторонников постструктурализма, должны быть только тексты, а главное в этих текстах - их внутренняя структура. Авторство текстов имеет второстепенное значение, в равной степени и намерения, ценностные ориентации творца текстовой реальности, важна - "внутренняя игра значимых составляющих" (Е. Гидденс). В общ. плане, если структуралист, анализ направляется на исследование структуры общества, а не на социальные роли индивидов, конструюючих это общество, наблюдается эволюция перехода от традиционного структуралист, ударения определяющую роль "глубинных структур разума" к сосредоточенности на общ. соцієтальних структурах, прежде всего в структурах власти, наук, знания и их взаимосвязи, в определенной конвергенции "деятельностного" и "структурного" подходов (в частности, н теории структуризации
Е. Гідденса, культур-антропологии М. Арчер, теории взаимодействия между "габитусом" и "полем" П. Бурдье и др).