Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ЧУВСТВО СОЦИАЛЬНЫЕ - иррациональная форма осознания социальными субъектами своих потребностей и интересов; феноменологически они представляют собой элемент социальной психики. Функционально это составляющая ценностно-нормативной системы регуляции социального поведения. Каждое сообщество с необходимостью производит систему субъективного отношения к сусп. ин-тов и характера отношений, самого себя и других субъектов социального взаимодействия. Именно благодаря П. с., что является проекцией потребностей и интересов социального субъекта на рельеф сусп. реалий, конкретные события, ситуации, обстоятельства приобретают субъективного смысла, коллективное мировосприятие превращается в миропонимание.

В зависимости от специфики исследования, подхода используются несколько определений П. с. Во-первых, П. с. рассматриваются как культурно-истор. формы эмоционально-оценочного отношения субъекта к значимым для него явлений и процессов социальной действительности (общ. соціол. определения). Во-вторых, в социально-психол. плане П. с. - сложные устойчивые соціопсихол. образования, выражающие переживания субъектом своего отношения к себе и других людей как членов определенной социальной множества, взаимодействует с другими социальными множествами. В-третьих, это структурный элемент социальной психики, которая формируется в процессе функционирования социального субъекта и объединяет членов социальной общности в единое целое; генерализованная установка, с которой данный социальный субъект подходит к миру и которая дана ему в образно - символ. формах (структурная дефиниция). В-четвертых, это обусловлено потребностями и интересами детерминанта, что задает границы и уровень сенситивності восприятия социального субъекта, направление (тип ориентации) и модальность его мотивации (функциональное определение). На этой основе происходит чувственное самоопределение людей по формуле: "мы - они" и "свои - чужие", что является наиболее общей и древней, учитывая генезис, формой структурирования социальной общности.

Носителями П. с. выступают конкретные личности с присущими им индивидуальными чувствами, настроениями и переживаниями. Однако в отличие от этих первых П. с. имеют качественно иную природу: возникая в процессе взаимодействия и коммуникации между людьми, они образуют характерный для данного сообщества определенный психический склад, что подвластен собственным законам и имеет свои формы проявления. Так, возникновение, развитие, распространение, закрепления, усиления и затухания П. с. происходит на основе социально-психол. законов взаимной психической индукции, коллективного взаимоусиления, заражения и подражания. Индивидуальные чувства любви, ненависти, дружбы, сочувствия, властолюбия, страха и т.д играют роль исходного материала, из которого строятся социально-психол. комплексы чувств данного социального субъекта. (Субъектом может выступать и "социальный человек" как член различных социальных множеств, и сами эти множества, что так или иначе производят субъективное отношение к других социальных групп и общества в целом). "Социальность" чувств в данном случае означает предметную направленность и содержание переживаний субъекта; чувства являются социальными не потому, что они - чувства людей как социальных существ, а потому, что это форма (и результат) переживания явлений социальной действительности. Предметом П. с. выступают взаимоотношения между людьми, социальные процессы, в которых реализуются сусп. отношения, социальная организация общества и ее элементы (социальные ин-ты, группы и т.д.).

Необходимо подчеркнуть культурно-истор. природу возникновения П. с.: не может быть чувство нац. гордости без возникновения наций, чувство социальной справедливости вне отношениями распределения и обмена и т.д. Поэтому при классификации собственно П. с. следует исходить из структуры актуальных сусп. отношений, выделяя комплексы экон., полет., моральных, правовых, нац., классовых, религ. и эстетических чувств. Развитие той или иной из названных групп чувств, конкретные формы их переживания и такие характеристики, как развитость, насыщенность, интенсивность и значимость, изменяются в довольно широком диапазоне в зависимости от конкретно-истор. особенностей эпохи, свойства и состояния субъектов социального взаимодействия.

Через свою природу П. с. трудно поддаются исследованию с помощью прикладных методов социологи и социальной психологии, ибо они фиксируются не столько вербально-логическими конструкциями, сколько образами, глубинный смысл которых не может быть сведен к абстрактных понятий и суждений. Реконструкция культурно-истор. форм П. с. в гносеол. плане может проводиться по тем референтами, представленные в сфере искусства, социальных знаковых системах (социальная символика, обряды, ритуалы, обычаи и т.д.), міфологемах сусп. сознания.