|
III. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил. Творческая работа. Составить предложение (устно), в которых представлены слова выступали бы в роли подлежащих, дополнений и обращений. Объяснить, почему обращение не является членом предложения. Школа, учительница, одноклассники. Творческая работа. Составить предложение (устно), в которых представлены слова выступали бы в роли вставных и в роли членов предложения. Объяснить, почему вставные слова не являются членами предложения. Может, кажется, бывало. Работа у доски. Записать предложения. Указать в них обращения и вставные слова, объяснить знаки препинания при них. В указанных учителем предложениях подчеркнуть все члены предложения. Сделать устный синтаксический разбор указанного учителем предложения (по схеме, представленной на с. 82 учебника). 1. Говорят, деточка, что мова наша солов'їна. Правильно говорят. (И. Малкович.) Спой мне, мама моя, как, бывало, когда над колыбелью. (О. Богачук.) В дубе, дубе, кто тебе дал силы устоять против ветров и ливней? Видимо, земля, которая тебя взрастила. Видимо, народ, который тебя сажал. (Л. Забашта.) Скажите, пожалуйста, фантасте Уэллс, бывает мрачная фантазия за действительность? (Л. Костенко.) 2. Что, мой конь, что, мой хороший, хватит гарцевать! По байракам через рвы хватит уже прыгать! Как было, когда прыгаешь, как, было, гарцюєш, храпишь, ржешь, под собой земли не слышишь... (В. Забила.) Широкую гриву на ветер пускай! Неси меня, конь, за быстрый Дунай! А, может, поляжу я среди степей с тобой, верный мой конь? Прощай же, отчизно и родной мой край! Неси меня, конь, за быстрый Дунай! (Л. Боровиковский.) Мой дикий конь, норовистый конь! Все так бы ты и ржал, все так бы ты и летел. (Л. Костенко.) Видно, уже вас, лета мои и не дожидаться! Дважды, видимо, казаку не вести холостяцкую жизнь... (Л. Глуб.) Не боюсь я тебя, судьба, совсем не боюсь. Я с тобой еще раз, может, поборюся. (В. Самойленко.)
ИV. Проведение тематического тестирования. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы) 1. Обращение а) называет того, кто к кому обращается; б) называет того, к кому обращаются; в) выражает отношение говорящего к повідомлюваного ним. Составить (вспомнить) и записать предложения с обращением, обращение подчеркнуть (напр.: Или ты в лузі не калина, Украина? Не твой то голос несется солов’їно? (Д. Белоус.) 2. В предложении обращения а) является главным членом предложения; б) является второстепенным членом предложения; в) не является членом предложения. Составить (вспомнить) и записать предложения с обращением, подчеркнуть в нем все члены предложения (напр.: Посмотри, деточка, посмотри, любимая, идет в гости ночь рождественская. (В. Гринько.) 4. Вставные слова и сочетания слов а) выражают отношение говорящего к повідомлюваного ним; б) обозначают время, место, условие, причину того, о чем говорится в предложении; в) называют того, к кому обращаются. Составить (вспомнить) и записать предложения со вставным словом (сочетанием слов), вставные слово (сочетание слов) подчеркнуть (напр.: Красивая писанка у меня, пожалуй, лучшей нет. (К. Перелісна.) 3. На письме обращения выделяются а) запятыми или восклицательным знаком в зависимости от интонации; б) лапками; в) тире. Составить (вспомнить) и записать предложения с обращением, в котором после обращения надо поставить восклицательный знак (Яблунько, яблунько зелененькая! Кинь мне яблочко сладенькое! (К. Перелісна). 5. В предложении Видимо, не с той ноги встал (Нар.творч.) вставные слово стоит а) в начале предложения; б) в середине предложения; в) в конце предложения. Перестроить поданное предложение так, чтобы вставные слово стояло в конце предложения. Записать предложения. 6. Обращением в предложении Водичко, умой мое личико (Г. Демченко с.) есть а) личико; б) водичко; в) мое. Составить и записать предложения с обращением, выраженным существительным в форме кличного падежа (напр.: Пилипку, Пилипку, поливай липку! (А. Каминчук.)
V. Ответы учителя на вопросы учеников по тестам (после того, как собраны тетради).
VИ. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание. Повторить п. 11.
|
|