II СЕМЕСТР
УРОК 37
Тема. Береги своё здоровье. Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр». Слушание-понимание фактического содержания сказки (кто, что, когда, где, как)
Цель: формировать у учащихся потребность быть всегда аккуратным, следить за своим внешним видом: одеждой, волосами, осанкой; познакомить с историей возникновения зубной щётки, мыла, расчески, сказкой К. И. Чуковского «Мойдодыр»; развивать внимание; воспитывать умение следить за своим внешним видом, аккуратность.
Оборудование: запись сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»; рисунки «героев» сказки: мыло, расческа, зубная щётка, Мойдодыр; предметные рисунки.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа
— Ребята, на прошлом уроке мы говорили о здоровье.
Когда говорят, что человек здоров?
— Давайте вспомним, что значит вести здоровый образ жизни?
— Посмотрите на картинки (на доске). Что вы видите? (Иллюстрации с изображением спортивных занятий, купания или обливания водой; дети играют возле воды, утренняя гимнастика, ходьба босиком...)
— А как нужно питаться?
— А какие вы знаете пословицы или поговорки о здоровье?
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о здоровье, узнаем много нового, познакомимся со сказкой К. И. Чуковского «Мойдодыр», узнаем, откуда к нам пришли мыло, зубная щётка, гребешок (расческа).
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Для того чтобы жить, продуктивно трудиться и учиться, человеку необходимо быть здоровым. А для этого у него есть много помощников. А что это за помощники, мы узнаем на уроке.
Помощники эти пришли не одни, а с самым главным командиром, ещё его называют начальником. Благодаря ему мы узнаем много интересного и полезного.
V. Работа по теме урока
1. Вступительная беседа
Учитель. Сегодня у нас в гостях — известный герой. Вы его узнали?
Все Чуковского читали
И меня давно узнали.
Я — Великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр —
Умывальников начальник
И мочалок командир.
— На уроке вы узнаете об интересных вещах и фактах.
Был в одной школе первый класс, и были у него друзья — Чистота и Порядок. Так, как и у вас. Все дети приходили в класс аккуратные, чистые — такие, как вы. Все они дружили с Мойдодыром, каждый день мыли руки, чистили зубы, следили за своей одеждой.
— Посмотрите на мальчиков. Все аккуратные, в чистых рубашках, начищенной обуви и т. д.
— А теперь посмотрите на девочек. Какая же одежда будет красивой без аккуратной и красивой прически?
— Посмотрите, как все красиво и ровно сидят за партами, держат спинку, не сутулятся.
— Ученики в этом классе всегда помнят пословицу: «Не там чисто, где часто метут, а там, где не сорят».
— С какими предметами личной гигиены дружат аккуратные дети? (Зубная щётка, мыло, паста, расческа)
— К нам в гости вместе с Мойдодыром пришла Зубная щётка. Это щётка, которой вы каждый день чистите зубы. Зубную щётку придумали очень-очень давно, ещё до нашей эры. Вместо зубного порошка раньше использовали пепел из горелых рогов оленей. Это делали богатые люди, а бедные протирали зубы мелом. У разных народов — разные щётки.
— А вот и Мыло! Чем же ещё можно смыть грязь?
— Мыло — это вещь, без которой нельзя помыться и постирать.
— А какое мыло лучше моет: то, что дает много пены или мало?
— Следующая гостья — это. Расческа!
Что будет, если люди перестанут пользоваться расческой?
— А как выглядят люди с непричесанными волосами?
— Расческой люди пользуются издавна. Расчески бывают разных форм и цветов. Когда мы расчесываемся, мы делаем массаж головы, и волосы становятся красивыми!
2. Работа с пословицами
Учитель. А знаете ли вы пословицы о здоровье?
• Здоровье всего дороже.
• Здоровье дороже богатства.
• Здоровью цены нет.
• Чистота — залог здоровья.
• Болен — лечись, а здоров — берегись!
3. Отгадывание загадок
Учитель. А теперь отгадайте загадки.
• Густой и волнистый
Вцепился в чуб вихристый. (Гребешок)
• Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
4. Слушание сказки К. и. Чуковского «мойдодыр», беседа по её содержанию
— А теперь послушайте, какая история произошла с героем сказки. (Слушание сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»)
— Какие вещи убежали от мальчика?
— Почему они убежали?
— Кого позвал на помощь Мойдодыр?
— Что приговаривали щётки?
— Почему вернулся домой мальчик? Чего испугался?
— Какие вещи первыми вернулись к мальчику?
— Что же сказал Мойдодыр мальчику после этого?
5. Заучивание наизусть стихотворений — обещаний Мойдодыру
— А теперь давайте скажем Мойдодыру, как мы будем следить за чистотой. (Учащиеся повторяют за учителем.)
• Посмотрите на девочек: королевы чистоты!
А таких, как у нас, мальчиков в целом мире не найти!
• Все мы дружим с Мойдодыром,
С щёткой, гребешком и мылом!
• Называют нас аккуратными,
И здоровыми, и опрятными!
• Все бумажки и огрызки
Не подходят к классу близко!
VI. Итог урока
— Ваш друг Мойдодыр прощается с вами и говорит: «До свидания». Он надеется, что вы всегда будете аккуратными, чистыми и всегда будете радовать окружающих своим внешним видом и своим поведением.
Расскажите Мойдодыру на прощание, какие правила личной гигиены вы запомнили.