II СЕМЕСТР
УРОК 36
Тема. Береги своё здоровье. Глаголы (отдельные грамматические формы, без использования терминов) единственного и множественного числа настоящего и будущего времени (умывается, вытирается, умываются, вытираются, умоется, умоются)
Цель: формировать первоначальные знания учащихся о здоровом способе жизни и его значении; раскрыть понятия режим дня, правильное регулярное питание; учить использовать в речи отдельные грамматические формы глаголов (без использования термина); воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: иллюстрация к сказке; картинка с изображением «Режим дня», «Виды спортивных занятий», «Закаливание организма»; предметные картинки с изображением предметов личной гигиены, овощей, продуктов питания.
Тип урока: интегрированный (русский язык, «Основы здоровья») урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
— Вспомните, о каких праздникам мы с вами беседовали на прошлых уроках? (Новый год, Рождество, Старый новый год...)
— Что это за праздник — Новый год? Чем он нравится ребятишкам?
Чтение стихотворения М. Пляцковского «Новогодний хоровод».
Что такое Новый год?
Это — дружный хоровод,
Это — смех ребят весёлый,
Возле всех народных ёлок!
Вот что значит, вот что значит Новый год!
— А кто приходит в гости под Новый год? Отгадайте загадки.
• В тулупе с красным кушаком
И с замечательным мешком. (Дед Мороз)
• Она в серебро с жемчугами одета —
Волшебная внучка волшебного деда. (Снегурочка)
• У неё все ветки Праздничной расцветки. (Ёлка)
— А какие игры у новогодней ёлки вы знаете?
— А когда рассказывают новогодние колядки?
— Какие вы знаете новогодние колядки?
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о здоровье, выясним, как и почему его нужно беречь.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Здоровье — самое большое богатство человека. Так говорят в народе. Нам предстоит выяснить, что такое «здоровый человек», что значит здоровый образ жизни. Мы сегодня также узнаем, что может случиться с тем, кто не следит за своим здоровьем.
V. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
— Если вы здоровы, вам хочется бегать, прыгать; если кушаете с аппетитом и крепко спите — вы здоровы.
Крепкое здоровье — это когда каждому из вас хорошо, ничего не болит. На уроках вы внимательны, активны и старательно работаете — пишете, читаете, решаете,
рисуете. Вы здоровы, когда нормально растёте: вес и рост каждого из вас не имеют больших отклонений от нормы.
А если не хочется кушать, плохо спится, появляется вялость, угнетённость или что-то болит, значит, здоровье ухудшилось.
Об этом нужно сказать маме, учителю или обратиться к школьному врачу.
2. Работа с загадками
Учащиеся отгадывают загадки и рассказывают о лечебных свойствах овощей (с помощью учителя).
• Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
• Сидит баба среди лета
Во сто сорочек одета. (Капуста)
• Сидит девица в земле,
А коса — на улице. (Морковь)
• Что это за голова?
Только лишь зубы и борода. (Чеснок)
— Ребята, как называют одним словом морковь, лук, капусту, чеснок? (Овощи) Вывод: для того чтобы быть сильным и здоровым, необходимо есть овощи.
3. Игра «полезный продукт»
Учитель. Посмотрите на картинки с изображением продуктов питания. Их нужно разделить на вредные и полезные (с помощью учителя).
4. Беседа о здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье
1) Окружающая природная среда (солнце, воздух, вода)
— Что нас окружает, без чего мы не можем дышать?
Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья! (Учащиеся вместе с учителем «складывают» пословицу.)
— Как вы думаете, где легче дышать — в лесу или в городе? Почему?
2) Режим дня
— Давайте посмотрим, как придерживается режима дня этот мальчик? (Работа с картинкой.)
— Когда нужно вставать утром?
— В котором часу необходимо ложиться спать?
— Сколько времени нужно спать детям?
— Днем нужно отдыхать, гулять?
3) Движение
— Для чего нужно заниматься спортом?
— Какие виды спорта вы знаете?
— А как мы в школе и дома приучаемся к спорту? (Физкультура, утренняя гимнастика, физкультминутка на уроках.)
4) Закаливание организма
— Как мы закаливаем свой организм?
Работа по картинке: играем на улице, летом обливаем ноги водой, купаемся в речке, ходим босиком, принимаем солнечные и воздушные ванны.
5) Правила регулярного питания
— Как нужно питаться? (Не переедать, хорошо пережёвывать еду, не разговаривать во время еды.)
— Когда бывает хороший аппетит? (После прогулки, игры или труда)
6) Гигиена
— Как мы должны следить за собой?
— Когда чистим зубы?
— Как часто моем руки?
— Что необходимо иметь в школе с собой для соблюдения личной гигиены?
5. Игра «Выбери, какие из вещей у каждого человека должны быть свои»
Рисунки: зубная щётка, губка, зеркало, расческа, мыло, полотенце.
VI. Итог урока
— Как нужно относиться к своему здоровью?
— Как нужно закаливать свой организм?
— А какой режим дня должен быть у вас?
— Чему вы научились на уроке?
— Какие новые слова запомнили?