I СЕМЕСТР
УРОК 34
Тема. Итоговый урок за I семестр
Цель: повторить и обобщить материал, выученный за I семестр; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь; воспитывать умение работать в группах, желание помочь друг другу.
Тип урока: урок обобщения знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Сообщение целей и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим учебный материал, который усваивали в I семестре. Надеюсь, что вам будет интересно!
IV. Работа по теме урока
1. Читай! Забавляйся! исправляй!
Утка квакает, а лягушка крякает.
Мышонок рычит, а медведь пищит.
Кот хрюкает, а свинка мяукает.
Коза кукарекает, а петух...
Дев мычит, а... ...
— Продолжай сам!
2. Работа в группах
— Расшифруйте слова. Составьте предложения. Предложения объедините в текст. Запишите его.
I группа. алшиПр сёялаве аизм. (Пришла весёлая зима.)
II группа. палыВ лыйбе гесн. (Выпал белый снег.)
III группа. дог орокС йывоН. (Скоро Новый год.)
IV группа. арды еВс иедт (Все дети рады.)
3. Игра «Запомни!»
Комментарий: учитель записывает на доске, а потом стирает 5 слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Учащиеся должны по памяти записать эти слова.
Зима, снежок, весёлый, звонок, сосна.
— Составьте предложения с этими словами. Запишите их.
4. Прочитайте текст. Как вы думаете, почему летучая мышь решила, что отдыхает удобнее всех?
КТО КАК СПИТ
— Ты, заяц, как спишь?
— Как положено — лёжа.
— А ты, тетёрка, как?
— А я — сидя.
— А ты цапля?
— А я — стоя.
— Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
— А как же ты, летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
— Да вниз головой.
— Прочитайте текст в лицах.
5. Найдите пару, составьте пословицу
Комментарий: работа в группах. (Каждая группа выбирает пословицу, содержание которой должна объяснить.)
Труд кормит, |
что дело мастера боится. |
Недаром говорится, |
а лень только берет. |
Человек от лени болеет, |
а от труда здоровеет. |
Труд всегда дает, |
а лень портит. |
6. Отгадайте загадки, запишите слово-отгадку вместе с проверочным словом
• По морю идёт, идёт
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
• Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
• Летом я летаю,
Мёд собираю.
Но когда меня подразнишь,
Тогда я кусаю. (Пчела)
• Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?.. (Линейка).
• Бежит, бежит — не выбежит,
Течёт, течёт — не вытечет. (Река)
• Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Знать, невкусная доска. (Пила)
7. Игра «Превращение слов — волшебная цепочка»
Коза-хамелеон
Коза _____ _____ _____ _____ _____ лиса
Коза _____ _____ _____ волк
Ответ: коза — поза — лоза — луза — луга — липа — лиса; коза — поза — пола — полк — волк.
8. Продолжите ряд слов
I группа. «Сказка»: волшебник, герои, ...
II группа. «Зима»: снег, ...
III группа. «Школа»: учебник, ...
Комментарий: выигрывает та группа, которая за минуту запишет больше слов.
V. Итог урока
Беседа
— Вот и закончился последний урок I семестра.
Понравился ли он вам? Что больше всего понравилось? Что запомнилось?
— Желаю вам счастливого Нового года, весёлых, увлекательных каникул!