|
Воздух тропосферы получает тепло от нагретой Солнцем земной поверхности, поэтому температура в верхних слоях тропосферы понижается над экватором до минусовых значений. Состояние воздуха в тропосфере (это температура, влажность, движение воздуха) зависит от того, над какой поверхностью оно находится. Только в этом слое происходят явления погоды, которые мы наблюдаем. Стратосфера (лат. stratos - слой) начинается на высоте 8 км над полюсами, 16-18 км над экватором. Здесь находится менее 20 % воздуха атмосферы. Верхняя граница - 50-55 км. Падение температуры здесь прекращается, с высоты 20 км до 55 км температура повышается до +30 °С. Это обусловлено интенсивным поглощением ультрафиолетовой солнечной радиации во время образования и распада озона. Наибольшая концентрация озона приходится на высоту 20-25 км и является верхней границей биосферы. На высоте 20-30 км встречаются перламутровые облака, состоящие из кристалликов льда. Рассказ ученика (опережающее задание) Активное изучение стратосферы началось в начале XX в. Первыми в 1931 г. в ее нижних слоев поднялись швейцарский ученый Огюст Пиккар и его ассистент геофизик Пауль Кіпфер. Огюст Пиккар сконструировал герметичную гондолу из алюминия, куда поместил аппаратуру для научных исследований, кислородные приборы и агрегат должен поддерживать внутри гондолы нормальное атмосферное давление. Вместе со своим ассистентом он поднялся на высоту 15 780 м с целью изучения космических лучей. Полет проходил в очень тяжелых условиях, гондола была окрашена в черный цвет и поэтому температура в ней поднялась до опасных для человека отметок. Однако через несколько месяцев Пиккар повторил полет и смог подняться на полкилометра выше. На этот раз «небесный домик» было окрашено в белый цвет, и температура в нем была низкой. Выше 55 км лежит мезосфера, простирающаяся до 80 км. В ней температура падает до -90 °С. Сложные фотохимические процессы обусловливают свечение атмосферы. Здесь образуются серебристые облака. Над мезосферою, до 800-1000 км, расположена термосфера. Температура в ней повышается на высоте 150 км до 220 °К, а на уровне 600 км - до +1500 °К (К - кинетическая температура газа (воздуха), что определяется движением его молекул и доступна для непосредственного измерения). Температура поглощает рентгеновское излучение, защищая жизнь от его действия. На высоте от 100 до 1000 км образуются полярные сияния. Мезосферу и термосферу часто называют ионосферой. Вопрос. Как в действительности изменяется температура атмосферы с высотой? Атмосфера - это объект изучения метеорологии, климатологии, астрономии, синоптической метеорологии. Рассказы учащихся (опережающее задание) Наблюдения с помощью приборов широко применяют с конца XVII ст. Во второй половине XVIII в. было создано более 30 метеорологических станций в различных странах Европы. Результаты их наблюдений систематически публиковались. После изобретения телеграфа развивается синоптический метод исследований и возникает служба погоды и синоптическая метеорология. Это дало возможность изучать процессы на больших территориях с учетом влияния различных физико-географических условий. В 1930 г. П. О. Молчанов изобрел и впервые применил радіозонд. В 1950-1960-х годах начинают использовать исследование атмосферы с помощью самолетов, аэростатов, ракет, искусственных спутников Земли и различных радиотехнических средств. Развиваются экспериментальные методы, особенно в изучении облаков и туманов, используются математика и вычислительная техника. Очень распространился дистанционный метод зондирования атмосферы. Техническим средством получения метеорологической информации с поверхности земного шара являются искусственные спутники Земли. Во всех странах мира есть государственные организации гидрометеослужбы, в состав которых входят метеостанции и гідрометеопости на суше, кораблях, самолетах, дрейфующих льдинах, а также научные метеорологические учреждения и обсерватории и многочисленные бюро прогнозов погоды. При ООН существует Всемирная метеорологическая организация с Всемирной службой погоды, которая имеет три мировых метеорологических центра: в Москве, Вашингтоне и Мельбурне - и 25 региональных центров. Она разрабатывает программы исследования глобальных атмосферных процессов, в которых участвуют разные страны. Периодически проводятся Всемирные метеорологические конгрессы. Вопрос. Какое значение атмосферы? Атмосфера имеет большое значение: она рассеивает солнечные лучи, в результате чего оно не так сильно нагревает днем поверхность Земли, а ночью атмосфера не дает Земле быстро охлаждаться и, как одеяло, удерживает тепло. Атмосфера - броня планеты. Сотни метеоритов не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно это видно звездной летней ночи. В народе метеориты, которые сгорают в воздухе, называют падающими звездами. В атмосфере образуются облака. Нижние слои ее состоят в движении, образуя ветер, который переносит облака на сотни километров от места их возникновения. Люди заметили, что одни атмосферные явления предвіщують пасмурную и дождливую погоду, другие, наоборот, ясную и солнечную. Вот почему с давних времен изучению атмосферы, особенно ее нижних слоев, придают огромное значение. Работа с учебником Прочитать о значении атмосферы.
V. Закрепление новых знаний, умений и навыков Беседа • Что такое атмосфера? Какие слои атмосферы вы знаете? • Каков состав воздуха? Нарисуйте на доске круговую диаграмму состава воздуха. • Каково значение атмосферы? • Почему изучают атмосферу? Проблемный вопрос. В книге шведской писательницы С. Лагерлеф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о неумного Тролля, который решил построить дом поближе к Солнцу - пусть оно меня греет. I Тролль взялся за работу. Он собирал камни, складывал в кучу. Вскоре гора камней поднялась до самых облаков. - Ну, теперь хватит! - сказал Тролль. Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить возле самого Солнца и не замерзну. I Тролль полез вверх. Но что такое? Чем выше лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну,- думает,- отсюда Солнце совсем близко». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрям, и когда ему что-то в голову западет - ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом - и построил. Солнце будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так глупый Тролль и замерз. Почему замерз Тролль?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание • Проработать соответствующий раздел учебника. • Схематично отобразить строение атмосферы и основные ее качества.
|
|