|
После выполнения задания конкурса учащиеся сдают свои работы для проверки эксперту и повторяют словарь по теме «Литосфера» (литосфера, астеносфера, литосферная плита, гейзер, цунами, выветривание, эрозия, лава). «Белая ворона» В ряде слов найти лишнее: а) магматические, метаморфические, рудные, осадочные породы; б) нефть, газ, глина, уголь, сланец, торф; в) песок, глина, галька, графит, соль, мел; г) мрамор, кварцит, гнейс, гранит, графит; д) вода, золото, известняк, кальцит, кварц, алмаз; е) гранит, глина, слюда, известняк, уголь. 4. «Конверт» С помощью булавок приколоть на немом физической карте географические названия, которые находятся в конверте. а) Карпаты, Гекла, Фудзияма, Этна, Декан, Месопотамия; б) Эльбрус, Кавказ, Памир, Алтай, Тянь-Шань, Амазонская низменность; в) Анды, Килиманджаро, Крымские горы, Альпы, Пиренеи, Везувий. 5. «Полезные ископаемые» (допишите логическую цепочку, продолжив ряд, назвав группу полезных ископаемых и их использование). Учитель. Нам время отдохнуть и послушать еще одну информацию. Ученик. Это самая знаменитая гора Китая - Тайшань (поднебесная гора). Начиная с III века до этой горы шли паломники и императоры, чтобы поклониться богам. К вершине горы ведет 6 293 ступени. На каждом из них высечены тексты буддистской Сутры - лаконичных высказываний. Среди надписей есть надпись, свидетельствующая, что гору посещал Конфуций. ООН провозгласила гору чудом света, придав ей статус народной достопримечательности. Побывать на Восточной вершине как символе Солнца и родине всего живого мечтает каждый китаец. 6. «Задача» а) Какова температура горных пород на глубине 1 км, если температура на поверхности +20 °С? б) Температура в шахте достигает 50 °С. На какой примерно глубине работают шахтеры, если на поверхности 0 °С? в) Какая температура на дне шахты глубиной 1 550 м, если на поверхности она -6 °С? В это время два ученика из «резервной команды» выходят к физической карты, чтобы по очереди за 2 мин показать географические объекты, изученные по теме «Литосфера». Учитель. Команды поднимаются еще на одну ступеньку выше и готовы выполнять следующие задачи, но «резервная команда» тоже не отстает от основной команды и сейчас к контурной карты выходят три участника. В течение 2 мин. на контурной карте подписать как можно больше гор и равнин. 7. «Описание» Описание какого природного явления подано? Что вы о нем знаете? а) В небо взлетел большой столб пепла и газов, полетели раскаленные камни, начали изливаться потоки огненной лавы. Большое количество пара вызвала дождь, который превратил пепел в жидкую грязь. Словно сказочный Змей Горыныч, изрыгая дым и пламя ревело, потом медленно, с легким шумом двигался. Движение это напоминало ход гусеничного трактора. Грязные серо-бурые глыбы по 1,5-2 м в диаметре двигались, перекочувались, надвигающийся одна на одну. От потока шел сильный жар, сквозь щілі между глыбами тут и там светились красные огоньки. б) Свист, рев и грохот наполняют воздух так, что нельзя услышать собственных слов, земля дрожит под ногами, из глубины доносятся ужасающие взрывы, летит в гору камни, высокие столбы воды носятся в перенасыщенную парой атмосферу. Постепенно колонна воды понижается, шум ослабевает, удары грома становятся глухішими, и вся масса воды исчезает в котловине так же неожиданно, как и появилась. Через некоторое время все повторяется снова. в) Земля глухо гудела, стонала, горбилась под ногами и дрожала, образуя большие трещины - как будто в глубине проснулся и шевелится какой-то огромный червь, веками дремал. Слепой, он ползет там, и в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору Земли, сбрасывая с нее здания на людей и животных... 8. «Распредели объекты» Заполните таблицу соответствующими цифрами. 1) Среднерусская, 2) Анды, 3) Этна, 4) Кавказ 5) Аравийское, 6) Западно-Сибирская, 7) Везувий, 8) Кордильеры, 9) Волынская, 10) Гималаи, 11) Скандинавские, 12) Гекла, 13) Альпы, 14) Причерноморская, 15) Декан, 16) Аппалачи, 17) Амазонская, 18) Уральские, 19) Прикаспийская, 20) Килиманджаро, 21) Подольская, 22) Эльбрус, 23) Ключевская Сопка, 24) Бразильское, 25) Котопахи.
В этот период звучат вопросы для резервной команды. • Под влиянием каких факторов изменяется рельеф планеты? • Что такое выветривание? • Какие виды выветривания вы знаете? • Какую работу выполняют текучие воды? • На какие группы делятся горные породы по происхождению? • Назвать рудные полезные ископаемые. Какое внутреннее строение имеет Земля? • Каковы причины образования оврагов? • Назвать самый распространенный минерал на Земле. • Для чего человеку нужны уголь, нефть, газ? Учитель. До вершины остался один этап, и поэтому я предлагаю отдохнуть и послушать интересный рассказ. Ученик. В 50-х годах XIX в. высочайшая вершина мира была известна на Западе просто как пик XV. Индийцы называли его Сагарматха - «небесная вершина, а для тібетців это была Джомолунґма - «Мать - богиня Земли». Эверестом ее в 1862 г. назвали англичане в честь сэра Джорджа Эвереста, генерал-губернатора Индии, который шестью годами ранее возглавил экспедицию, которая занималась нанесением на карту Гималаев. Учитель. Команды устанавливают флажки перед вершиной, а на вершину первой сойдет та команда, которая выиграет в гонке. 9. «Гонки» В течение 1 мин. ответить на вопрос. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов. 1) Назвать планетарные формы рельефа. (Материки, океанические впадины) 2) Неровности местности - это. (Рельеф) 3) Прибор, с помощью которого определяют относительные высоты. (Нивелир) 4) Крупные блоки литосферы, медленно двигаются? (Литосферные плиты) 5) Движение магмы к поверхности планеты. (Магматизм) 6) Разрушение горных пород под воздействием температур. (Выветривания) 7) Периодически фонтануючі горячие источники. (Гейзеры) 8) Одна из внутренних оболочек земного шара, которая залегает между земной корой и ядром. (Мантия) 9) Каменная оболочка Земли. (Литосфера) 10) Вещество мантии. (Магма) 11) Верхняя, твердая, холодная, очень тонкая оболочка нашей планеты. (Земная кора) 12) Пластичная масса, по которой движутся литосферные плиты. (Астеносфера) 13) Процесс преобразования горных пород. (Метаморфизм) 14) Назвать топливную полезное ископаемое. 15) Очаг землетрясения. (Гипоцентр) 16) Место на поверхности Земли, расположенный над очагом. (Эпицентр) 17) Высокочувствительный прибор, который фиксирует малейшие колебания земной коры. (Сейсмограф) 18) Гигантские волны в морях, вызванные подводным землетрясением. (Цунами) 19) Шкала, которой пользуются для характеристики землетрясений. (Рихтера) 20) Канал, по которому поднимается магма. (Жерло) 21) Как называются вулканы, деятельность которых не сохранилось никаких сведений? (Потухшие) 22) Катастрофические явления природы, когда магма изливается на земную поверхность. (Вулканизм) 23) Разрушение поверхности водяными потоками. (Эрозия) 24) Песчаные холмы серповидной формы (барханы). 25) Самый большой действующий вулкан нашей планеты. (Льюльяй-льяко) 26) Материк, на котором нет действующих вулканов. (Австралия) 27) самая Длинная пещера в гипсах. (Оптимистическая) 28) Сочетания минералов или скопления одного в большом количестве в земной коре. (Горная порода) 29) Минералы и горные породы, которые использует человек. (Полезные ископаемые). 30) Тяжелая жидкость на нашей планете. (Ртуть) 31) самый Распространенный металл в земной коре. (Алюминий) 32) Затоплены прибрежные части материков с глубинами от 0 до 200 м. (Шельф) 33) самая Длинная горная система суши. (Кордильеры - Анды) 34) Понижение между горными хребтами. (Горные долины) 35) Самая большая низменность на Земле. (Амазонская) 36) Подводные горы, лежащие на границах литосферных плит. (Срединно-океанические хребты) 37) самый Твердый минерал на Земле. (Алмаз) 38) Горные породы, которые образуются в случае застывания магмы. (Магматические) 39) Какие виды работы выполняют ветер и вода. (Разрушительную, транспортную, аккумулирующую) 40) Быстрые разрывные движения литосферы. (Землетрясение) 41) «Волны в гавани». (Цунами) 42) Разрушения и изменения земной поверхности под влиянием живых организмов. (Органическое выветривание) 43) Древнейший материк. (Пангея) 44) Высшая точка Украины. (Говерла) Учитель. Сегодня на вершину Мауна-Кеа поднялись участники ... команды. Послушаем сообщение эксперта о том, как работала «резервная команда» и кого в следующий раз можно брать в основную команду.
III. Подведение итогов урока
|
|