II СЕМЕСТР
РАЗДЕЛII
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 2. Атмосфера
Урок 34. Температура воздуха
Практическая работа № 8. Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды (на протяжении изучения темы)
Цель: выяснить, как изменяется температура воздуха с высотой и в зависимости от широты местности; выяснить, как изменяется температура воздуха в течение суток, года; закрепить умение учащихся определять среднее арифметическое, максимальное и минимальное значение; учить работать с климатическими картами; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, общечеловеческие ценности, позитивное отношение к учебе; развивать логическое мышление.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники, таблица, тесты.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Фронтальная беседа
• Что такое воздух? Назвать состав воздуха.
• Какое строение имеет атмосфера? Дать характеристику основным слоям атмосферы.
• С какой целью изучают атмосферу?
Тест
Тропосфера 1
Стратосфера 2
Атмосфера 3
Верхние слои атмосферы 4
1. Как называется воздушная оболочка Земли?
2. Как называется слой атмосферы, достигает высоты 50 км?
3. В каком слое атмосферы воздух очень разрежен и почти отсутствует?
4. В верхней части которой оболочки температура воздуха колеблется от -45° до -55 °С?
5. Верхняя граница которого слоя атмосферы лежит на высоте от 8-9 км до 18 км?
6. В какой оболочке атмосферы сосредоточен почти весь водяной пар?
7. В которой атмосферной оболочке температура воздуха колеблется в соответствии с изменениями времен года?
8. Где формируются полярные сияния?
9. В какой оболочке происходит понижение температуры на 6 °С с поднятием вверх на 1 км?
10. Как называется часть атмосферы, в которой проживает человек?
Ответы: 3, 2, 4,1,1,1,1, 4,1,1.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Беседа
• Как происходит нагревание воздуха?
• Изменяется температура воздуха с высотой?
• Изменяется высота Солнца в течение суток, года?
• Для людей каких профессий нужны знания о температуре воздуха?
Учитель подводит учащихся к выводу о необходимости изучения материала по теме урока.
IV. Изучение нового материала
Воздух тропосферы, пропуская сквозь себя солнечные лучи, почти не нагревается. Попадая на земную поверхность, солнечный
лучи нагревают ее, а уже от Земли нагревается воздух тропосферы: чем ближе к земной поверхности, тем теплее, чем дальше от нее, оно холоднее.
С поднятием вверх температура снижается.
Вопрос. На сколько градусов снижается температура воздуха с поднятием вверх?
Задачи. Чему равна температура воздуха на высотах 8000 м, 6000 м, 3000 м, 100 м, 300 м, если у поверхности Земли она составляет 0 °С?
Земная поверхность частично отражает солнечное излучение, а частично поглощает его. За счет поглощенной солнечной энергии земная поверхность нагревается. Количество энергии, поступающей к земной поверхности, зависит от высоты Солнца. Чем больше высота Солнца, тем большее количество солнечного тепла, поступающего на земную поверхность.
Работа с рисунком учебника
• Определить высоту Солнца на экваторе и в умеренных широтах.
• Скольким градусам соответствует наибольшая высота Солнца?
• Может в умеренных широтах угол падения солнечных лучей составлять 90°?
• О каком времени года в Северном полушарии самый большой угол падения солнечных лучей?
• Как изменяется длина тени в течение года?
• Почему угол падения солнечных лучей меняется?
• Как освещалась бы Земля, если бы земная ось не имела наклона, а была перпендикулярной к плоскости орбиты Земли? (Количество солнечного тепла, поступающего к земной поверхности не менялась бы. В течение года продолжительность дня равнялась бы продолжительности ночи, не было бы изменений времен года)
Земная поверхность поглощает солнечную энергию, которая поступила в нее, и постепенно нагревается. Лес, песок, розораний влажный темный грунт поглощают больше энергии Солнца и поэтому нагреваются быстрее, чем светлые территории. Вода нагревается медленнее, но и медленнее отдает поглощенную энергию. Поэтому Мировой океан является огромным накопителем солнечного тепла.
В течение года земная поверхность нагревается неравномерно. Поэтому изменяется и температура воздуха. Летом в полдень Солнце занимает наивысшее положение над горизонтом. В этот период - самые длинные дни, поэтому температура воздуха самая высокая. На всех широтах за безоблачной погоды самой низкой является температура воздуха перед восходом Солнца, а самой высокой - через 2-3 часа после полудня.
Вопрос. Как вы думаете, почему? (Воздух нагревается в основном от поверхности, а нагреваясь - расширяется и поднимается. На его место приходит холодный воздух, который также нагревается. В результате постоянного перемешивания тепло распространяется на большую высоту. После полудня в воздух продолжает поступать тепло от нагретой поверхности еще в течение 2 ч. Затем поверхность постепенно охлаждается, и соответственно снижается температура воздуха. Ночью она холодная)
Это интересно (готовят двое учащихся)
«Полюс жары» расположен возле Ливийского города Триполи (Северная Африка), там термометр в тени показывает +57,8 °С.
Наиболее высокая среднегодовая температура воздуха на планете в Джибути (Аденский залив) - +30, 1 °С, по другим данным - 34,4 °С (г. Далоль в Эфиопии).
«Полюс холода» - это центральная часть Антарктиды на станции «Восток». Здесь было зарегистрировано самую низкую температуру - 89,2 °С.
На специальных картах, которые называются климатическими, обозначают температуры воздуха.
Работа с климатической картой
• Как на карте обозначаются самая высокая и самая низкая температуры воздуха?
• Определить самую высокую и самую низкую температуры воздуха для Африки.
Различают амплитуду температуры за сутки, месяц, год. Разницу между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называется суточной амплитудой колебаний температуры.
Географический практикум
• Определить амплитуду температур: максимальная +17 °С, минимальная - +2 °С.
• Вычислите среднюю суточную температуру:
1 ч |
7 ч |
13 ч |
19 ч |
+5 °С |
+6 °С |
+ 10 °С |
+7 °С |
Температуру воздуха измеряют на метеостанциях каждые 3 ч. По результатам измерений вычисляют среднюю суточную температуру (среднее арифметическое). По данным средньодобових температур находят среднемесячные температуры.
На суточный ход температуры влияет рельеф местности. Например, в долины всегда опускается холодный воздух со склонов.
С увеличением облачности суточная амплитуда уменьшается, а с уменьшением облачности - увеличивается.
Различают четыре типа годового распределения температуры: экваториальный, тропический, умеренный, полярный.
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
Географический практикум
• Определить среднегодовую температуру воздуха в Полтаве по данным:
Месяц |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
t °С |
-6,9 |
-6,2 |
-1 |
+7,8 |
+15 |
+18,3 |
+20,5 |
+19,6 |
+19,6 |
-14,3 |
+1 |
-4,5 |
• Составить график температур по этим же данным.
• Используя данные календаря погоды, начертить график хода температур за сентябрь (закончить дома).
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий параграф в учебнике.
• Закончить задачи географического практикума, начатые в классе.
• Отдельные учащиеся готовят сообщения о тепловые пояса Земли (опережающее задание).