География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 2. Атмосфера

 

Урок 34. Температура воздуха

 

Практическая работа № 8. Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды (на протяжении изучения темы)

Цель: выяснить, как изменяется температура воздуха с высотой и в зависимости от широты местности; выяснить, как изменяется температура воздуха в течение суток, года; закрепить умение учащихся определять среднее арифметическое, максимальное и минимальное значение; учить работать с климатическими картами; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, общечеловеческие ценности, позитивное отношение к учебе; развивать логическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники, таблица, тесты.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Фронтальная беседа

• Что такое воздух? Назвать состав воздуха.

• Какое строение имеет атмосфера? Дать характеристику основным слоям атмосферы.

• С какой целью изучают атмосферу?

Тест

Тропосфера 1

Стратосфера 2

Атмосфера 3

Верхние слои атмосферы 4

1. Как называется воздушная оболочка Земли?

2. Как называется слой атмосферы, достигает высоты 50 км?

3. В каком слое атмосферы воздух очень разрежен и почти отсутствует?

4. В верхней части которой оболочки температура воздуха колеблется от -45° до -55 °С?

5. Верхняя граница которого слоя атмосферы лежит на высоте от 8-9 км до 18 км?

6. В какой оболочке атмосферы сосредоточен почти весь водяной пар?

7. В которой атмосферной оболочке температура воздуха колеблется в соответствии с изменениями времен года?

8. Где формируются полярные сияния?

9. В какой оболочке происходит понижение температуры на 6 °С с поднятием вверх на 1 км?

10. Как называется часть атмосферы, в которой проживает человек?

Ответы: 3, 2, 4,1,1,1,1, 4,1,1.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Беседа

• Как происходит нагревание воздуха?

• Изменяется температура воздуха с высотой?

• Изменяется высота Солнца в течение суток, года?

• Для людей каких профессий нужны знания о температуре воздуха?

Учитель подводит учащихся к выводу о необходимости изучения материала по теме урока.

 

IV. Изучение нового материала

Воздух тропосферы, пропуская сквозь себя солнечные лучи, почти не нагревается. Попадая на земную поверхность, солнечный

лучи нагревают ее, а уже от Земли нагревается воздух тропосферы: чем ближе к земной поверхности, тем теплее, чем дальше от нее, оно холоднее.

С поднятием вверх температура снижается.

Вопрос. На сколько градусов снижается температура воздуха с поднятием вверх?

Задачи. Чему равна температура воздуха на высотах 8000 м, 6000 м, 3000 м, 100 м, 300 м, если у поверхности Земли она составляет 0 °С?

Земная поверхность частично отражает солнечное излучение, а частично поглощает его. За счет поглощенной солнечной энергии земная поверхность нагревается. Количество энергии, поступающей к земной поверхности, зависит от высоты Солнца. Чем больше высота Солнца, тем большее количество солнечного тепла, поступающего на земную поверхность.

Работа с рисунком учебника

• Определить высоту Солнца на экваторе и в умеренных широтах.

• Скольким градусам соответствует наибольшая высота Солнца?

• Может в умеренных широтах угол падения солнечных лучей составлять 90°?

• О каком времени года в Северном полушарии самый большой угол падения солнечных лучей?

• Как изменяется длина тени в течение года?

• Почему угол падения солнечных лучей меняется?

• Как освещалась бы Земля, если бы земная ось не имела наклона, а была перпендикулярной к плоскости орбиты Земли? (Количество солнечного тепла, поступающего к земной поверхности не менялась бы. В течение года продолжительность дня равнялась бы продолжительности ночи, не было бы изменений времен года)

Земная поверхность поглощает солнечную энергию, которая поступила в нее, и постепенно нагревается. Лес, песок, розораний влажный темный грунт поглощают больше энергии Солнца и поэтому нагреваются быстрее, чем светлые территории. Вода нагревается медленнее, но и медленнее отдает поглощенную энергию. Поэтому Мировой океан является огромным накопителем солнечного тепла.

В течение года земная поверхность нагревается неравномерно. Поэтому изменяется и температура воздуха. Летом в полдень Солнце занимает наивысшее положение над горизонтом. В этот период - самые длинные дни, поэтому температура воздуха самая высокая. На всех широтах за безоблачной погоды самой низкой является температура воздуха перед восходом Солнца, а самой высокой - через 2-3 часа после полудня.

Вопрос. Как вы думаете, почему? (Воздух нагревается в основном от поверхности, а нагреваясь - расширяется и поднимается. На его место приходит холодный воздух, который также нагревается. В результате постоянного перемешивания тепло распространяется на большую высоту. После полудня в воздух продолжает поступать тепло от нагретой поверхности еще в течение 2 ч. Затем поверхность постепенно охлаждается, и соответственно снижается температура воздуха. Ночью она холодная)

Это интересно (готовят двое учащихся)

«Полюс жары» расположен возле Ливийского города Триполи (Северная Африка), там термометр в тени показывает +57,8 °С.

Наиболее высокая среднегодовая температура воздуха на планете в Джибути (Аденский залив) - +30, 1 °С, по другим данным - 34,4 °С (г. Далоль в Эфиопии).

«Полюс холода» - это центральная часть Антарктиды на станции «Восток». Здесь было зарегистрировано самую низкую температуру - 89,2 °С.

На специальных картах, которые называются климатическими, обозначают температуры воздуха.

Работа с климатической картой

• Как на карте обозначаются самая высокая и самая низкая температуры воздуха?

• Определить самую высокую и самую низкую температуры воздуха для Африки.

Различают амплитуду температуры за сутки, месяц, год. Разницу между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называется суточной амплитудой колебаний температуры.

Географический практикум

• Определить амплитуду температур: максимальная +17 °С, минимальная - +2 °С.

• Вычислите среднюю суточную температуру:

1 ч

7 ч

13 ч

19 ч

+5 °С

+6 °С

+ 10 °С

+7 °С

Температуру воздуха измеряют на метеостанциях каждые 3 ч. По результатам измерений вычисляют среднюю суточную температуру (среднее арифметическое). По данным средньодобових температур находят среднемесячные температуры.

На суточный ход температуры влияет рельеф местности. Например, в долины всегда опускается холодный воздух со склонов.

С увеличением облачности суточная амплитуда уменьшается, а с уменьшением облачности - увеличивается.

Различают четыре типа годового распределения температуры: экваториальный, тропический, умеренный, полярный.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Географический практикум

• Определить среднегодовую температуру воздуха в Полтаве по данным:

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

t °С

-6,9

-6,2

-1

+7,8

+15

+18,3

+20,5

+19,6

+19,6

-14,3

+1

-4,5

• Составить график температур по этим же данным.

• Используя данные календаря погоды, начертить график хода температур за сентябрь (закончить дома).

 

VИ. Итог урока

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Закончить задачи географического практикума, начатые в классе.

• Отдельные учащиеся готовят сообщения о тепловые пояса Земли (опережающее задание).